Ситуация успеха
Ситуация успеха, реализуясь в устойчивом эмоциональном состоянии учащегося, мотивирует его желание включиться в учебный процесс, принять в нем посильное участие, она же организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам своего учебного труда.
Какие же предметно-методические единицы (ценности) могут наполнить формирующуюся среду? Без сомнений, ядром будет урок, современный интерактивный и увлекательный. Второй немаловажной составляющей предметной среды будет внеурочная деятельность, в которую могут войти предметная неделя или декада в школе, предметные или межпредметные кружки, выпуск периодической газеты, организация и работа предметного уголка или музея, организация экскурсий, походов и экспедиций, участие в конкурсах, олимпиадах и чтениях, использование проектных и исследовательских технологий. И отдельно я выделил бы деятельность школьников в соцсетях.
Хорошими помощниками в работе с детьми разного уровня интересов и способностей являются уже давно всем знакомые технология дифференцированного обучения и технология создания ситуации успеха.
Слабо мотивированного школьника на неинтересном для него уроке или другом мероприятии заинтересовать можно только посильным и увлекательным заданием, которое он сможет решить. Пережив маленькую победу, он обязательно вернется за ней опять. А хорошо мотивированному школьнику нужны другие победы. Доступность предметной информации и умение с ней обращаться невольно толкают ученика к олимпиадам и конкурсам различных уровней. Но и тем и другим для осознания факта успеха нужно чуткое и внимательное отношение учителя.
Начать хочется с той атмосферы общения учителя с учениками, без которой все методы и технологии потеряют значение, - атмосферы психологической, являющейся ключевой во всем образовательном процессе.
Ни один ответ ребят нельзя оставлять без какой-либо, хотя бы крат­кой, рецензии, какого-либо оценочного суждения. Ибо без быстрой, объективной, точной, краткой, понятной и доброжелательной информации о результатах познавательных усилий детей процесс усвоения ими знаний, умений и навыков значительно затормаживается.
Урок. Современный урок, с моей точки зрения, должен быть в первую очередь увлекательным, актуальным и интерактивным. Этот небольшой набор, безусловно, заставит школьника взглянуть на предмет с интересом. А получив к следующему уроку посильное творческое задание, ученик гарантированно отдаст предпочтение подготовке именно к нашему предмету. «Найди на карте географический объект по предложенным координатам и нарисуй его (объект) или создай слайд из нескольких видов (фото) этого объекта, будь то вулкан или водопад», - на наших глазах обычное и скучное задание превратилось в увлекательный методический прием, предопределенный на безусловный успех.
Отдельно хочется выделить интер­­активность урока как систему подходов, стимулирующих познавательный интерес, раскрепощающих личность ребенка, позволяющих проявить его творческие способности, помогающих установить тесный психологический контакт между учителем и учеником. Именно владение интер­активными методами ведения урока я выделяю для себя как умение, которое необходимо освоить в совершенстве. Технология мини-веб-квест (технология веб-квест, упрощенная с целью более доступного и экономичного ее использования), разработанная нами несколько лет назад, тоже относится к интерактивной и уже используется учителями географии в других регионах России.

Неделя географии
Это вид предметной деятельности, погружающий школу в атмосферу гео­графических знаний, путешествий и открытий, викторин и конкурсов. Решение даже несложного кроссворда на тему природы Медынского района или поиск пиратского клада с помощью компаса и карты, безусловно, принесут свои предметные дивиденды на дальнейших уроках географии.
Любая предметная неделя в образовательном учреждении в первую очередь нацелена на привитие дополнительного интереса. Учитель располагает огромным ресурсом для использования самых разнообразных подходов, методов и технологий, способных выйти за рамки школьной программы и дать возможность посмотреть на предмет иным взглядом.
Важной и даже стратегической особенностью предметной недели является привлечение к географии младших школьников. Ученики начальных классов еще слабо представляют особенности науки о Земле, но подружиться с предметом им предоставляется прекрасная возможность.
Тот же школьный окружающий мир, но немного трансформированный и получивший географический окрас, помогает младшему школьнику потом воспринять новый школьный предмет как уже знакомый и увлекательный.
У старшеклассников появляется возможность освежить перед итоговой аттестацией свои географические запасы. В роли руководителей этапов и конкурсов они получают прекрасный шанс потренировать свои способности.

Предметные СМИ
Вряд ли найдешь школу, в которой нет своего печатного или электронного издания, но далеко не в каждой школе есть предметные СМИ. В нашем образовательном учреждении с 2013 года издается школьная географическая газета «Западный перенос». Газета выходит в печатном варианте и в электронном - на школьном сайте. С помощью этого предметного издания мы решаем целую массу вопросов и задач. Редакторами являются те, кому география не безразлична, и им, вероятнее всего, сдавать по этому предмету ОГЭ и ЕГЭ.
Каждый номер газеты - это отдельный творческий проект, направленный на поднятие престижа предмета, расширение и углубление знаний в области географии и реализацию познавательных и творческих способностей школьников.
Туристские походы. В Кременской школе туристские походы являются давней традицией. Каждый поход решает целый комплекс целей и задач. Последние годы, как правило, поход является частью подготовки к областному туристскому слету.
Невозможно даже представить более подходящего варианта использования деятельностного подхода, чем туристский поход. Он может быть протяженным по километражу и времени, а может просто пройти по экологической тропе около родного села, но результат будет зависеть от содержания.
Для учителей географии и биологии самое время связать теорию с практикой. С первого и до последнего шага намеченного маршрута проверяются и совершенствуются топографические навыки. Где, как не в походе, проводить маршрутную и полярную съемку местности, которая одновременно пригодится и в отчете. Ведение календаря погоды. Определение и описание особенностей природы Центральной части России, включая изучение почвенных горизонтов и общего экологического состояния территории. Практические задания по темам о литосфере, гидросфере, атмосфере и биосфере в условиях похода не требуют спешки.
В походах последних лет внедряемое новшество превратилось в четкую систему ненавязчивых заданий. Практико-ориентированные задания на фоне природной автономии подтверждают чрезвычайную эффективность. Именно выход из кабинетной обстановки в природу, повторяя и закрепляя изученный ранее материал, направлен на приобретение не только знаний, умений и навыков, но и опыта практической деятельности.
Понимая, что поход нельзя превращать в бесконечные географические практикумы, зачеты, викторины и тестирования, практические работы следует проводить в вечернее время, перед ужином или в ходе маршрута, выполняя те или иные должностные походные обязанности (штурман, метеоролог, хронометрист, эколог, краевед).
Географический музей (уголок) в классе - еще один интереснейший компонент школьной предметной среды. Тысячи предметов и экспонатов, в свое время обреченных на забытье и неактуальность, в кабинете географии вписаны в программу предмета. Школьники, изучая вулканы, могут в руках подержать фрагмент застывшей лавы вулкана Везувий, а упоминая уральский город Соликамск как лидер мировой добычи калийной соли, школьники в непосредственной близи рассматривают кусок сильвинита (важнейшее сырье для производства хлорида калия), поднятого самим учителем с глубины нескольких сот метров.

Социальные сети
Эффективным и инновационным подходом на уроке географии можно назвать использование социальных сетей. На самом деле к уроку эта технология имеет не совсем прямое отношение. В представленном виде она нацелена на ликвидацию последствий школьных пропусков, которые уже непосредственно влияют на результативность урока.
Существующая проблема пропусков уроков в сельской малочисленной школе по неуважительным причинам, так же как и по уважительным (не приехал школьный автобус, школьник заболел, участвует в соревнованиях, олимпиадах и пр.), актуальна и требует особых нестандартных приемов.
В основу данного подхода положена идея дистанционной коммуникации. Коммуникация на случай пропуска занятий, в основе которой стоит использование социальной сети, то есть с помощью социальной сети ведется работа с теми, кто по разным причинам не был на занятиях в школе. Оптимальная социальная сеть для такого рода коммуникации - ВКонтакте, так как ею пользуются практически все школьники.
Всем ученикам, изучающим данный предмет в школе, было предложено вступить в предметную группу (паблик) в социальной сети.
Результатом используемого подхода являются минимальный отрицательный эффект от пропусков школьниками уроков, повышение мотивации к предмету, стимул к развитию творческих способностей и познавательного интереса.
Школьник изучает и проверяет материал в спокойной домашней обстановке, в то время когда он привык готовиться к завтрашним урокам. Когда ученик придет в школу, его предметной задолженности уже не будет. Для учителя готова оптимальная рабочая обстановка, при которой не нужно переживать за школьников, отсутствовавших на предыдущем уроке и пропустивших целый информационный блок.
Кроме этого, в группе регулярно пополняется географическая информация. Она публикуется как учителем, так и самими школьниками. Проводятся тематические интернет-марафоны, тесты и опросы, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, конкурсам и итоговым аттестациям.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность формирования и совершенствования подобной среды для каждого предмета в образовательном учреждении.