Информатизация школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребенка ХХI века.
Отсюда следуют цели использования ИКТ: повышение мотивации обучения; повышение эффективности процесса обучения; активизация познавательной сферы обучающихся; совершенствование методики проведения уроков; своевременное отслеживание результатов обучения и воспитания; планирование и систематизирование своей работы; использование ИКТ как средства самообразования; качественная и быстрая подготовка урока (мероприятия).
Основные направления информатизации образования в Трудармейской СОШ:
- использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, электронных пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ, цифровых образовательных ресурсов по различным предметам, использование в своей работе интернет-ресурсов, дистанционного обучения и т. д.);
- проведение урока с использованием ИТ (применение ИТ на отдельных этапах урока, использование ИТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы, внеклассной работы и работы с родителями);
- осуществление проектной, экспериментальной и исследовательской деятельности школьников с использованием ИКТ;
- внедрение интерактивного и цифрового экспериментального оборудования;
- организация учебных практик и профессиональных проб с применением цифрового интерактивного оборудования;
- реализация инновационной деятельности;
- внедрение робототехники.
Важными особенностями нашей работы являются комплексный, системный характер, ориентация на изменение содержания образования, обновление арсенала технологий, методов и приемов педагогической деятельности для реализации ФГОС.
Одно из необходимых условий информатизации - это обеспечение материально-технических условий в образовательном учреждении. Наличие современного компьютерного, цифрового, интерактивного оборудования, соответствующего требованиям ФГОС НОО и ООО.
Не менее важным условием является наличие кадров, владеющих информационно-коммуникационными технологиями, умеющих использовать и применять цифровое и компьютерное оборудование. Методическая служба школы организует обучение педагогов, оказывает методическую поддержку, способствует поиску, продвижению, мотивации, формированию сообществ. Если не создать эффективную систему работы с кадрами, включающую все перечисленные аспекты, задержать квалифицированные кадры в школе мы не сможем. В профессиональном стандарте педагога выделены необходимые ИКТ-компетентности: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность. На сегодняшний день не все педагоги школы могут использовать современное цифровое интерактивное оборудование в образовательном процессе, так как не умеют с ним работать. Таким образом, для решения данной проблемы в 2012 году была разработана программа информатизации школы.
С помощью автоматизированной информационной системы АИС был отслежен уровень информатизации в сравнение за 2015 и 2017 годы. Уровень информатизации ОУ по сравнению с 2015 годом вырос на 32%. Западающие критерии включены в программу подготовки педагогов и улучшения материально-технического обеспечения. Огромную поддержку оказывают кафедра информационных технологий КРИПКиПРО, дистанционные курсы, веб-семинары, курсы повышения квалификации.
Мы считаем, что в нашем образовательном учреждении созданы такие условия, при которых только очень ленивый педагог не будет использовать ИКТ.
С целью обеспечения доступности качественных информационно-образовательных услуг в школе для каждого заинтересованного в них ученика с 1‑го по 8‑й класс организована внеурочная деятельность - кружки «Инфознайка», «Моделирование», «Конструкторское бюро творческого мышления», «Клуб робототехники». Информатика как учебный предмет ведется со 2‑го класса.
Большую популярность среди учащихся 5‑8‑х классов имеет «Клуб робототехники». Актуальность внеурочных занятий обосновывается широким распространением робототехники в окружающем нас мире - от лифта в доме до производства автомобилей, они повсюду. Конструктор LEGO Mindstorms Eduсation приглашает ребят войти в увлекательный мир роботов, погрузиться в сложную среду информационных технологий. Программное обеспечение NXT Mindstorms отличается дружественным интерфейсом, позволяющим ребенку постепенно превращаться из новичка в опытного пользователя.
Цель курса: развитие навыков начального технического конструирования с использованием оборудования LEGO и программирования в среде NXT-G и Robolab.
В 2016 году завершила работу региональная инновационная площадка на базе нашего образовательного учреждения по использованию цифрового экспериментального оборудования в урочной и внеурочной деятельности обучающихся. Цифровое экспериментальное оборудование (ЦЭО) - это новое поколение естественно-научных лабораторий; оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. Использование ЦЭО во внеурочной деятельности позволило повысить уровень участия в научно-практических конференциях, конкурсах проектов на 27% по сравнению с 2015 годом, привлечь учащихся к внеурочной деятельности по данному направлению - на 19%.
Большинство учителей, имеющих в своем арсенале цифровое оборудование, отмечают, что основное направление его использования - проектно-исследовательская деятельность учащихся в рамках внеурочной деятельности.
В результате исследовательской деятельности у учеников развиваются мышление, наблюдательность, устойчивость внимания и более успешно усваивается содержание материала по предмету. Как следствие растет качество знаний в этих классах, многие ученики участвуют в предметных олимпиадах и конкурсах.
Компактность и мобильность лаборатории позволили также применять ее в исследовательских проектах и в походных условиях. Например, можно провести исследование физических параметров реки, используя датчики лаборатории: счетчик Гейгера - Мюллера; шагомер; секундомер.
Внеурочная деятельность учащихся хороша тем, что исследования, проводимые ими, не ограничены по времени, поэтому применение цифровой лаборатории имеет большие возможности.
Где же сегодня находят широкое применение ИКТ? Прежде всего на уроке.
В чем преимущество использования информационных технологий?
Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Проведение урока с демонстрацией презентаций: дает возможность более доступно учить чему-то новому; качественно объяснить новый материал; сэкономить время на повторение пройденного; позволяет воспринимать лучше, так как зрительное восприятие дает объемное и полное запоминание новой темы.
Поэтому даже самая сложная тема быстрее воспринимается обучающимися, причем не только успевающими, но и отстающими, дает возможность представить уникальные материалы (картины, рукописи, видеофрагменты, звукозаписи и т. д.), повышает интерес к учебному процессу.
Возможности интерактивных комплексов, установленных в классах, позволяют учащимся передвигать изображения на доске, увеличивать, сопоставлять, выделять, убирать лишнее, добавлять записи, корректировать текст, сохранять работы учащихся на доске и т. д. К интерактивным комплексам подключаются такие устройства, как документ-камера, цифровой микроскоп, с целью представления наглядности и демонстрации изучаемых процессов, текстовых и графических документов. Широкое применение интерактивных комплексов и цифровых микроскопов, а также лаборатории «Архимед» получило на уроках окружающего мира и внеурочной деятельности.
Для контроля знаний - использование компьютерного тестирования с помощью системы голосования TurningPoint повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради, на специальном бланке, или пронумерованные варианты ответов, которые ученики отмечают на пультах системы тестирования. Систему голосования можно использовать при проведении педагогических советов и других мероприятий.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь «не навреди!». Организация учебного процесса в начальной школе прежде всего должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Одним из результатов реализации программы информатизации были защита и презентация программы инновационной деятельности «Использование цифровой экспериментальной лаборатории в урочной и внеурочной деятельности обучающихся» в конкурсе «Инновации в образовании» в рамках Кузбасского образовательного форума-2015, где получена золотая медаль. В 2016 году школа получила золотую медаль в конкурсе «Лучшая образовательная организация года» в номинации «Информатизация образования».

​Ольга ДРОЗДОВА, директор школы, Елена ГЕНЕР, заместитель директора по НМР Трудармейской средней общеобразовательной школы, Прокопьевский район, Кемеровская область