Важно не только обучение, но и здоровье
На съезд приехали более 250 участников из 56 регионов России. Начали спикеры с позитива, сообщив, что с 2014 года отремонтировано 3500 спортивных залов в сельских школах и открыто более 1400 спортивных площадок.
- В сельских школах острее всего ощущалась нехватка мест для тренировок детей, инвентаря и оборудования, - сообщила Ирина Роднина, депутат Государственной Думы, трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию на коньках, руководитель рабочей группы по разработке проекта концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура». - Теперь на очереди залы небольших городов и поселков.
Сейчас каждый третий ребенок посещает спортивные секции и кружки. А ребята, сдавшие нормы ГТО и получившие золотой знак, имеют право на дополнительные баллы при поступлении в вуз. Но не все так радужно, как хотелось бы.
- Мы буквально бились с Министерством образования и науки, спорили, чтобы нам добавили часы внеурочной деятельности, - говорит Ирина Роднина. - Часы добавили, но сейчас они используются не для занятий физкультурой или творчества, а для подготовки к ЕГЭ. Ребенок почти полдня проводит в школе, и важно не только обучение, но и его здоровье.
По статистике, 60% выпускников имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, а с 8‑го класса у большинства начинаются хронические заболевания. На уроках физкультуры, по мнению знаменитой фигуристки, надо уделять внимание и теории. Она должна быть посвящена тренду на здоровый образ жизни, системе питания.
Кроме того, очень важно педагогам не отбить желание заниматься спортом с раннего возраста у школьников, а нагружать их по мере сил в рамках программы. Есть проблемы и в системе сдачи ГТО.
- Почему у нас ребята, которым 13‑15 лет, бегут 3 км сразу после летних каникул? Они только пришли в школу после отдыха, и тут такая нагрузка. А ведь это подростки, и у них может быть возрастная гипертония, - возмущается Роднина.
- Необходимо обновление школьной программы по физкультуре, в этой работе не обойтись без тесного сотрудничества с регионами. Задача обновления содержания отражена в проекте концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации, которая будет представлена для обсуждения, - отметил заместитель президента Российской академии образования Виктор Басюк.
- Уроки физкультуры проводятся согласно ФГОС, но есть проблема: эта система не ставит четких рамок для преподавателей, - говорит Андрей Петров, директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России. - Кроме того, учителя могли пользоваться различными авторскими программами. Не было единого механизма для всех образовательных учреждений. Сейчас специалисты разработали концепцию преподавания, где прописано четкое содержание учебного процесса. Такая концепция уже вступила в силу по русскому и литературе.
- Большой спорт подрывает здоровье и изнашивает организм, - говорит Дмитрий Пирог, чемпион мира по боксу среди профессионалов по версии WBO. - И здесь важно, чтобы рядом был настоящий тренер-профессионал, который мог бы обучить ребенка без ущерба для здоровья. Да и уроки нужно модернизировать: те, что были в СССР, современным детям уже неинтересны.
По опросу экспертов, вовлеченность детей в занятия физкультурой составляет 84% - это достаточно высокий показатель.
О перспективах развития учебного предмета «Физическая культура» в школах России рассказал Николай Федченко, директор Федерального центра организационно-методического обеспечения физического воспитания, ответственный секретарь рабочей группы по разработке проекта концепции преподавания учебного предмета «Физическая культура». Николай Семенович отметил, что сегодня недостаточно четко сформулированы требования к содержанию образования, а что касается концепция, то она находится сейчас в становлении.

Причина смерти - незакрепленное оборудование
Итоги пленарного заседания подвела заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина. Татьяна Юрьевна сообщила, что Минобрнауки России подготовлены рекомендации для избежания несчастных случаев на уроках физической культуры в школах, порядок расследования и учета несчастных случаев. Соответствующий приказ был утвержден 27 июня 2017 года.
- Ситуацию, когда у нас дети гибнут на уроках физкультуры, мы должны просто исключить. Мы очень внимательны к причинам, которые к этому результату приводят. Там не только состояние здоровья. Незакрепленные шведские стенки, ворота, оборудование - все это зачастую приводит к смертельному исходу и трагедиям, - сказала Татьяна Синюгина.
- Мы понимаем, что самое важное - ответственность при проведении уроков физкультуры, - обратилась замминистра к сидящим в зале. По мнению Синюгиной, урок физкультуры имеет свое продолжение в тех массовых спортивных мероприятиях, которые проводятся в школе.
Также в своем выступлении Татьяна Юрьевна отметила, что Минобрнауки России совместно с Мин­здравом России разрабатывают проект «Школьная медицина», который уже запущен в нескольких регионах страны.
- Мы обсуждаем, как сделать так, чтобы эта информация не наносила вред ни самому ребенку, ни родителям, чтобы она была в распоряжении у учителя в школе только с целью того, чтобы оказать оперативную помощь. Нам для этого нужны будут медицинские работники, которые бы эту помощь квалифицированно могли оказать, - заключила Татьяна Юрьевна.
Фурор вызвало появление в зале трехкратной олимпийской чемпионки по синхронному плаванию заслуженного мастера спорта России Марии Киселевой, после того как все желающие сфотографировались с ней, она обратилась к педагогам с приветственным словом, отметив, что до сих пор помнит своего учителя физкультуры. По ее словам, если не будет массового спорта, не будет и олимпийских достижений.

Человек кусает собаку - это сенсация
Одним из самых ярких и запоминающихся выступлений на съезде был доклад главного редактора «Учительской газеты» Петра Половжевца «Физическая культура в школе: вызовы и риски. Взгляд со стороны СМИ». Петр Григорьевич привел слова создателя желтой прессы Хармс­ворса, который заявил: «Когда собака кусает человека не новость, но когда человек кусает собаку - это сенсация».
- К сожалению, в соответствии с этим принципом действуют многие общественно-политические СМИ. Их больше интересуют большой спорт, олимпийские достижения, мировые скандалы вокруг допингов. По данным мониторинга, только каждый тридцатый материал в бумажных и электронных СМИ касается положительного опыта, лучших практик организации и проведения уроков физкультуры и спортивно-оздоровительной работы в школе, - отметил главный редактор «УГ».
«Учительская газета» регулярно освещает на своих страницах проблемы, связанные с проведением физкультуры в школе, в том числе содержание этого предмета, ГТО, подготовку и переподготовку кадров.
Петр Григорьевич отметил, что во всех странах мира значительно увеличилось число внезапных смертей на уроках физкультуры. Но там, чтобы обезопасить школу и учителя физкультуры от ответственности за несчастные случаи, все дети регулярно перед школой обязательно проходят полный медосмотр.
- Мне кажется, Ассоциация учителей физкультуры вместе с профсоюзом должна разработать алгоритм защиты учителя и директора от часто необоснованных обвинений в халатности. Еще одним важным направлением работы ассоциации должна стать организация информационной поддержки деятельности учителей физкультуры, привлечение внимания прессы к актуальным, а не только сенсационным проблемам этой тематики, - считает главный редактор «УГ».
Наталия Сидорина, председатель Ассоциации организаторов социальных проектов и мероприятий «Координационный центр социальной поддержки молодежи», свой доклад «Универсальный код безопасности» посвятила культуре собственной безопасности обучающихся при занятиях физической культурой и спортом. Наталия Александровна убеждена, что о собственном здоровье должен в первую очередь заботиться сам школьник, учитывая возможности своего организма.

Молодых - единицы
Съезд проходил в течение двух дней. За это время главными, разумеется, были вопросы безопасности на уроках физкультуры и обновление содержания предмета. Поднимались проблемы материально-технического оснащения спортзалов, закупки спортивного инвентаря, весьма актуальной была и проблема подготовки молодых кадров. К слову сказать, участниками съезда в основном были люди за сорок. На этом фоне особенно приятно было видеть молодых мужчин - учителей физкультуры из Перми. Тимофей Коровин работает в гимназии №17 уже пятый год.
- Честно, удивлен, что на съезде так мало молодых педагогов, а ведь нам с детьми легче установить контакт, нет такой пропасти в возрасте и интересах, - считает учитель. Самой большой проблемой для себя Тимофей считает необходимость работать в рамках одного урока сразу с тремя группами учеников - теми, кто занимается спортом в кружках и секциях, основной группой здоровья и специальной, ребятами, имеющими проблемы со здоровьем. Коллега Тимофея Александр Турышев работает в той же школе.
- У нас учатся 970 детей, спортивный зал один на всю школу, к тому же маленький, как в таких условиях нормально проводить уроки физкультуры? - задается вопросом учитель.
…На второй день съезда работа шла по секциям, одна из которых была посвящена работе школьных клубов, а вторая - педагогическому мастерству, итоговая секция называлась «Урок физической культуры - опыт, современность, инновации». Педагоги смогли ознакомиться с самым интересным региональным опытом.

Итоги. Из проекта резолюции съезда

Участники съезда считают необходимым предложить:

Правительству Российской Федерации:
- утвердить концепцию модернизации учебного предмета «Физическая культура» в Российской Федерации;
- поручить Министерству здравоохранения Российской Федерации обеспечение качественного и эффективного медицинского сопровождения занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях в урочное и внеурочное время;
Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть возможность:
- разработки нормативного документа, отражающего возможность организации образовательного процесса с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом создания и реализации индивидуальных программ их физического развития;
- внесения предложения в адрес Министерства здравоохранения Российской Федерации по вопросам совершенствования качества и эффективности медицинского контроля за уровнем физического развития и состоянием здоровья обучающихся при занятиях физической культурой и спортом;
- разработки комплексной программы по обеспечению безопасных условий для обучающихся общеобразовательных организаций при занятиях физической культурой и спортом;
- разработки методических рекомендаций по обновлению содержания учебного предмета «Физическая культура» для всех уровней общего образования;
- создания Национальной ассоциации учителей физической культуры (консолидированное педагогическое сообщество, объединяющее профессиональный, интеллектуальный и социальный потенциал специалистов физкультурно-спортивного профиля в сфере образования) как координационного органа по трансляции стратегических государственных акцентов в части модернизации учебного предмета «Физическая культура» и осуществления контроля и помощи регионам по их реализации.