Алла ВОЛКОВА, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, учитель физики и информатики гимназии №12 города Липецка:
- Безусловно, современный мир изменился. Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. И очень важно сформировать у школьников навыки жизни в цифровом мире, обучить их обработке и анализу данных, элементам программирования.
В этой связи запуск нового образовательного проекта «Цифровая школа» является актуальным.
Но возникает вопрос о содержательной стороне данного проекта. Что он будет включать? Какие аспекты и направления? Кто в школах будет координировать реализацию данного проекта? Не ляжет ли эта нагрузка вновь на учителя информатики, как это произошло несколько лет назад, когда в школы Российской Федерации стала поступать современная техника и ее нужно было осваивать?
Цифровая среда прочно вошла в школу уже несколько лет назад. Примерная основная образовательная программа начального общего образования включает в себя программу формирования универсальных учебных действий, в структуру которой входит формирование ИКТ­компетентности обучающихся. Следует отметить, что эта программа касается не одного учебного предмета, а всех предметных областей, изучающихся на уровне начального общего образования. Проблема остается в том, насколько освоена эта программа.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают в себя изучение математики и информатики. Предметные результаты изучения предметной области «Математика и информатика» нацелены на формирование информационной и алгоритмической культуры, развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств, развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; знакомство с одним из языков программирования и т. д.
То есть возможное содержание проекта «Цифровая школа» уже отражено в действующих документах.
При искусственном внедрении цифровой школы может возникнуть ситуация, когда будут нарушены естественные процессы становления психической функции ребенка (умение держать ручку, развитие мелкой моторики, смысловое чтение, монологическая речь).
Задача школы - развивать системность мышления, учить понимать, где истина, а где ложь, развивать умения работать с информацией и ориентироваться в современном мире.

Ирина К., преподаватель вуза, Нижний Новгород:
- Идея, безусловно, здравая и прогрессивная, но к нашей стране неприменимая, во всяком случае на данном этапе. Причин несколько, но самые основные: огромная бедность (многие депрессивные регионы не могут обеспечить своим школам даже минимально необходимого финансирования - не могут оплатить текущий ремонт, вывоз мусора, уборку снега с пришкольной территории, льготное питание нуждающимся категориям), кадровая проблема, вызванная недопустимым расслоением внутри образовательной сферы (ректоры и их приближенные, например, получают от 200 до 500 тысяч в месяц, тогда как доценты и профессора - от 20 до 40). И третья, едва ли не самая главная причина, - средневековье во внутренней и внешней политике. Государство навязывает людям, в том числе молодежи, готовые штампы, шаблоны, пропагандистские клише. И при чем здесь тогда навыки анализа и работы с информацией? Это не более чем лукавство со стороны начальства. Никто из верхушки не заинтересован в том, чтобы нынешние дети росли свободными и мыслящими.

Светлана П., учитель информатики, Новгородская область:
- Проблема в первую очередь будет, как ни странно, не в материально-техническом оснащении, а в преподавательских кадрах. В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, например, прекращена подготовка учителей физики. В результате в школах области работают преимущественно старые преподаватели, которым давно пора на пенсию. Физик или математик сможет вести информатику и разбираться в цифровых технологиях при прохождении соответствующих курсов. Но учитель русского языка или музыки, даже пройдя подобные курсы, имеет уже в десятки раз меньше шансов досконально разобраться в предмете. Поэтому, хотя в сельских школах России принята практика совмещения предметов, не всякий учитель сможет взяться за цифровое образование. Это будет огромной проблемой.

Светлана ФИЛОН, мама школьницы и дошкольника, работник сферы образования, Петрозаводск:
- Моя дочь пока еще только во втором классе, и я от цифровой сферы как специалист далека, но свое мнение выскажу. Подозрительно хорошо все звучит на словах. А на практике: где деньги, Зин? В Москве очень красиво и хорошо это будет реализовываться, но школы - это местный уровень, и в регионах отдуваться за все будут муниципалитеты. Наш муниципалитет электронную запись в школы наладить не может который год, о какой цифровой грамотности и какой материально-технической базе мы говорим? Особенно пугает фраза о подготовке и переподготовке учителей. На деле окажется куча добровольно-принудительных курсов повышения квалификации в полуночное время с обязательным отчетом за каждую выданную корочку. А современные школьники тем временем уже обладают всеми навыками, необходимыми для жизни «в цифровом мире», наше правительство, как обычно, готовится к позавчерашнему дню. В том, чтобы во все классы провести Интернет, оборудовать их компьютерами и интерактивными досками, я ничего плохого не вижу, естественно, если проект это подразумевает. Материально-техническую базу надо улучшать - тысячу раз да! Все остальное - формализм и бумагомарательство.
Тягу к громким названиям всяких программ и куче отчетности по ним, видимо, не искоренить.