Специалисты указывают, что именно в этом возрасте интеллект интенсивно развивается, формируются внимание, логика и мышление, развивается речь. Малыши учатся находить связь между предметами и явлениями, обобщать, делать выводы. Этот процесс постепенно проходит в течение всего периода взросления. Задача педагогов - организовать процесс обучения, подобрать игры и занятия, не допуская утомления детей. Именно интеллектуальный уровень ребенка определяет его готовность к школе, а ведь каждая мама мечтает, что ее малыш вырастет эрудированным и интеллектуально развитым и будет успешно учиться в школе. На эту общественную потребность отреагировала система дошкольного образования - все больше обычных детских садов преобразуется в центры развития ребенка.
Такой развивающий центр «Радуга» работает в подмосковном Серпухове, и он давно стал знаменитым на всю округу. Первоначально это был обычный детский садик, но работа с детьми в нем всегда была на высоте, его достижения и традиции были известны не только в Серпухове, а его выпускники всегда были желанными в местных школах. Время предъявляет к дошкольному образованию новые требования, появились образовательные стандарты. В соответствии с ними развивался и детский сад «Радуга», ставший Центром развития ребенка.
Руководитель центра Наталья Михайловна Дорохова, работающая здесь с 1989 года, вспоминает, что уже 20 лет назад коллектив педагогов поставил задачу - сделать садик вторым родным домом для детей, создать условия для развития каждого ребенка. Это, конечно, не только хорошо оформленные уютные комнаты, спальни, залы. Малышам должно быть не только уютно и комфортно, но и интересно, а захватывает их прежде всего игра. Условия для игр создают предметно-развивающие пространства, которые в «Радуге» организованы оригинально и неожиданно серьезно по «взрослым» темам, но это и привлекает детей, каждый может найти свою и позаниматься, то есть поиграть, в «транспорт», «русскую избу», «гончарное ремесло». Ребята постарше могут совершить путешествие в «издательский дом» и даже в «космос». Пространство каждой группы разделено на зоны, которые называются тематическими. Получились зоны тематического досуга, для каждой из них педагоги разработали специальные проекты. Каждый ребенок выбирает свою, которая ему больше нравится.
У непосвященных любая их этих тем вызывает вопрос: не слишком ли они преждевременны для дошкольников, даже для самых старших из них? Нет, не слишком. И это проверено годами, потому что все эти знания постигаются в играх, доступных для любого ребенка в зависимости от группы.
Игра - естественное занятие для ребенка. Программы построены так, что они могут заинтересовать каждого, а созданные для этого условия позволяют любому проявить свои способности.
В осуществление проекта, программы вовлечены не только дети, но и их родители. Так получилось, что папы и мамы детей, посещающих «Радугу», в основном из высококвалифицированной среды. Они работают на предприятиях и в научных институтах. Это и филиал Военной академии имени Петра Великого, и Институт инженерной физики, и филиал Московского машиностроительного университета, и филиал МАИ. И родители на доступном уровне знакомят детей с темами, над которыми они трудятся, а ребята играют в эти взрослые профессии. Вот почему малыши из подготовительной группы, завтрашние первоклассники, увлеченно играют в космонавтов, «строят» космические ракеты. Пожалуй, больше всего малышам нравится исполнять роль космонавта. А еще питомцы «Радуги» уже знают, что такое роботы.
Воспитанники старшей группы проходят «полный курс» издательского дела. Они пробуют себя в роли журналиста, дизайнера, оформителя. В средней группе знакомятся с русскими ремеслами, и прежде всего с гончарным. Играя, они узнают о культуре и быте, истории родного края. Об этом им рассказывает коллекция глиняной утвари, собранная детьми и их родителями. Малыши знают, что из обычной глины можно сделать горшок, свистульку, блюдо, и пытаются сами лепить игрушки.
Вот и выходит, что в садике дети получают начальные знания по разным предметам, умение думать и работать руками, что исключительно важно для будущих школьников.
Педагоги, воспитатели вместе с Натальей Дороховой постарались свой детский сад сделать вторым домом для малышей. И хотя слова «второй дом» давно обветшали, иначе не скажешь, суть, значение их остаются прежними во все времена для детей и их родителей. Важно, чтобы они при переходе из одного родного дома в другой не чувствовали себя некомфортно, не страдали эмоционально.
Раннее развитие ребенка, о котором продолжают спорить ученые, педагоги, психологи, судя по опыту «Радуги», вполне себя оправдывает, отвечает духу времени. Малыши, время которых заполнено умными, осмысленными играми, развиваются интеллектуально, демонстрируют мышление, логику, интерес к познанию мира.
В этом детском саду заботятся также и о детях с ослабленным здоровьем, для них разработаны специальные лечебные программы, индивидуальные для каждого ребенка. Сам садик находится внутри так называемого оздоровительного парка. Здание окружено хвойными деревьями. Участки туи и кустов можжевельника очень полезны для оздоровления легких, именно в этом месте с детьми проводят дыхательные упражнения. Есть хорошо оборудованная спортивная площадка с резиновым покрытием.
По словам самих родителей, в «Радуге» растут здоровые дети, даже эпидемии гриппа обходят ее стороной - ни разу не было такого случая в течение многих лет, чтобы детсад закрывали на карантин.
Главные цвета «Радуги» - мастерство педагогов, их любовь, забота и терпение. Работают они не для славы, но они на виду - недаром центр из года в год входит в рейтинг «100 лучших детских садов России». Сюда за опытом приезжают воспитатели, психологи из всего Подмосковья.