Школьники до сих пор широко пользуются неписаным правилом: «Не знаешь, что ставить, ставь тире». Не зря его так и называют - «знак отчаяния». Потом, в стабильные нулевые, люди начали испуганно перестраховываться и ставить запятые там, где они вообще не нужны. Правда, вся эта путаница со знаками никак не влияет на смысл сообщения. Зачем же тогда писать грамотно?» - с этого провокационного фрагмента можно начать с учащимися разговор о необходимости постоянного совершенствования собственной речи. И, возможно, это позволит им воспринимать такие занятия не как «горькую участь выпускников», а как возможность еще раз убедиться в том, что мы чтим «законы языка как высшую форму законов природы». А материалы пособия «ЕГЭ 2018. Русский язык. 38 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ /И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. - М. : Издательство «Экзамен», 2018, позволяют сделать эту работу интересной и эффективной.
Авторы пособия Юлия Николаевна Гостева и Ирина Павловна Васильевых - авторитетные эксперты, входящие в Федеральную предметную комиссию ЕГЭ по русскому языку, являются непосредственными разработчиками заданий единого государственного экзамена. А это значит, что читатели получат из первых рук информацию о структуре и содержании ­КИМов по русскому языку, оценят степень трудности заданий.
Особое внимание стоит обратить на работу по совершенствованию умений соблюдать лексические нормы русского языка. Задание 20 введено в структуру варианта только в этом году, поэтому и учителям еще надо собрать копилку примеров.
Лексические нормы - это нормы употребления слов в соответствии с их точным лексическим значением, стилистической окраской, правильная сочетаемость слов. Это как раз та тема, в которой значение фразеологизма «без лишних слов» становится буквальным!
Типичные лексические ошибки связаны с нарушением норм слово­упот­реб­ле­ния. Так, например, распространенной лексической ошибкой является нарушение лексической сочетаемости. Лингвисты объясняют это так: одни слова обладают свободной сочетаемостью, то есть легко сочетаются с другими: трудная работа, трудная задача, трудный характер; другие ограничены одним-двумя вариантами употребления: кромешная тьма, проливной дождь, дань уважения. Избирательно сочетаются с другими словами многозначные слова: в каждом случае необходимо учитывать конкретное значение слова. Например, можно сказать глубокая ночь, но нельзя - глубокий вечер.
Во многих случаях сочетаемость слов обусловлена языковой традицией: нельзя сказать играть значение (норма - играть роль).
Лексическими ошибками, нарушающими точность речи, являются плеоназм и тавтология.
Плеона́зм - речевая ошибка, возникающая в словосочетании, в котором одно из слов является лишним, так как его значение дублирует значение другого слова.
Читаем предложение:
Сергей Сергеевич Прокофьев - выдающийся пианист, дирижер, композитор, работавший во всех музыкальных жанрах и в каждом оставивший яркие образцы, - всегда стремился к точности, и эта жажда точности побудила его написать свою автобиографию.
В этом предложении есть речевая ошибка, связанная с нарушением лексической нормы: нельзя сказать написать свою автобиографию, правильно - написать автобиографию. Слово свою лишнее, так как лексическое значение слова автобиография - описание своей жизни.
Тавтология - повторение в одном предложении одних и тех же или однокоренных слов. Например: проливной ливень, спросить вопрос, в рассказе рассказывается.
Рассмотрим еще несколько примеров.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
1. Исследователи в области физики ядра и элементарных частиц добились успешной победы не только в познании микромира, но и в развитии методов научного анализа.
2. В 1882 году в журнале «Москва» был напечатан первый серьезный рассказ А.П.Чехова; этот положительный успех окрылил писателя, и он решил сочетать занятия медициной и литературой.
(Проверим себя: 1) успешной, так как победа - это уже успех в каком-либо деле; 2) положительный, так как успех - это положительный результат, удачное завершение чего-либо.)
Отдельно отметим качество текстов, которые предлагаются для анализа проблематики и стимула для сочинения-размышления.
Текст Юрия Павловича Вяземского (в пособии текст №23) предлагает задуматься о том, насколько мы позволяем себе быть нетерпимыми или даже высокомерными по отношению к окружающим, о том, как внутреннее достоинство и мудрость окружающих помогают противостоять откровенному хамству. О роли учителя, который может дать урок не только превосходного знания предмета, но и принципиальности.
Иногда полезно дать два текста, близких по проблематике, в сопоставлении: это поможет увидеть, как раскрываются разные аспекты проблемы. Для сопоставления предлагаем текст по Ф.Искандеру (в пособии текст №21), в котором мы видим, как самоуверенность, не подкрепленная ежедневным трудом, приводит к неудаче, а трудолюбие и доброжелательность дают результат.
О пособии можно много говорить: о количестве вариантов, которых с лихвой хватит для тренировки в течение года, о системе комментариев, о продуманном отборе актуальных текстов… Но лучше без лишних слов приниматься за дело!