При персонифицированном финансировании каждому ребенку, вошедшему в эксперимент, выдается именной сертификат. Сертификат - это персональная гарантия государства перед конкретным ребенком в том, что независимо от того, какие кружки или секции он выберет, в какой бы организации (муниципальной, частной, у индивидуального предпринимателя) он на них ни записался, за его образование заплатит государство. За каждым сертификатом закрепляется определенная сумма из муниципального бюджета. Ребенок самостоятельно выбирает программу дополнительного образования и заключает договор с поставщиком услуг. Информация о каждом заключенном договоре поступает в единую информационную систему, и учреждения дополнительного образования ежемесячно получают финансовые средства за фактически обучившихся детей.
Такая система оплаты позволяет семьям выбрать и получить за бюджетный счет самую, с их точки зрения, полезную и интересную программу для своих детей, увеличить количество учащихся, посещающих учреждения дополнительного образования.
Теперь каждое учреждение будет бороться за ребенка. Если детям будет неинтересно в данном заведении и они уйдут в другое, то и деньги последуют за ними. В этом случае педагог поменяет программу и повысит свой профессиональный уровень. В общем, организации будут получать деньги исходя из результативности и эффективности своей работы. А это отличный стимул для развития.
Отметим, что внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования осуществляется в регионе прежде всего с целью выполнения положений Указа Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‑2017 годы», реализации Концепции развития дополнительного образования детей, предусматривающих создание нормативной базы и введение именных сертификатов на получение дополнительного образования.
Развитием проекта в Якутии занимается республиканский ресурсный центр «Юные якутяне» - региональный модельный центр дополнительного образования детей».
А все началось с того, что в 2016 г. Министерство образования и науки РС(Я) выиграло федеральный конкурс на финансовое обеспечение мероприятия 3.2 «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016‑2020 годы.
В соответствии с приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей» к концу 2018 г. 10% детей, а к концу 2019 г. 20% детей должны быть охвачены дополнительным образованием с использованием персонифицированного финансирования.
Если в 2016 г. в пилотном эксперименте участвовал только г. Якутск, то в этом году уже подключились 27 улусов республики. Сейчас в республике 15576 детей получают дополнительное образование по сертификату.
Какие меры предприняты в первую очередь? Вышло распоряжение Правительства РС(Я) «Комплекс мер по модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования Республики Саха (Якутия) на 2016‑2017 годы», в котором основное внимание уделяется внедрению механизма персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей.
Так как такой механизм финансирования новый, даже, можно сказать, революционный, пришлось немало потрудиться, чтобы разъяснить учреждениям и родителям его возможности. Разработаны Положение о внедрении проекта, Порядок предоставления и распределения субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) местным бюджетам на внедрение проекта, Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Саха (Якутия), методические рекомендации и др.
Еще один важный шаг, который сделан участниками эксперимента, - составлены два принципиально новых реестра. Первый - реестр региональных поставщиков услуг дополнительного образования, включая лицензированных индивидуальных предпринимателей. Второй - реестр программ дополнительного образования, реализуемых на территории. На сегодняшний день группой экспертов регионального оператора проведена добровольная сертификация 794 программ допобразования, и список продолжает пополняться. Приоритетом пользуются программы технических и естественно-научных направлений. Для удобства родителей и детей программы размещаются на портале персонифицированного финансирования sakha.pfdo.ru, где для них предусмотрен личный кабинет. Здесь можно ознакомиться с учреждениями дополнительного образования, участвующими в эксперименте, с предлагаемыми программами, их целями и задачами, приобретаемыми навыками, уровнем квалификации педагогов, используемым оборудованием, продолжительностью программ и выбрать подходящую сообразно стремлениям, уровню подготовки и способностям детей.
Одним из эффектов внедрения персонифицированного финансирования становится тот факт, что впервые частные организации получают доступ к бюджетному финансированию. Так, в реестр поставщиков программ включены такие участники с негосударственным статусом, как Школа архитектуры и дизайна при Союзе архитекторов РС(Я), республиканская математическая школа «Дьоҕур», учебный центр «Академия новых технологий» по робототехнике и другие. Эти организации предлагают детям весьма востребованные и увлекательные программы дополнительного образования. До сих пор приходилось вносить плату за их программы, и они были не по карману многим желающим. Теперь же родители убеждаются, что заниматься робототехникой или 3D-моделированием можно за счет бюджета.
Таким образом, в основу системы персонифицированного финансирования закладываются следующие принципы:
- сегодня государство тратит деньги на систему дополнительного образования, которая обеспечивает потребности какого-то числа детей. В рамках системы персонифицированного финансирования деньги напрямую идут к детям в виде именных сертификатов. Ребенок получает право выбирать, а организации, в том числе и негосударственные, рассчитывают, что, выбрав их, ребенок принесет реальные деньги;
- ребенок, его родители сами формируют спрос на дополнительное образование. Им нужно помочь сделать выбор;
- та программа дополнительного образования, которая не выбирается ребенком, должна измениться в сторону учета его потребностей, для того чтобы он ее все-таки выбрал;
- финансовые средства используются не для того, чтобы оплатить чью-то работу, а для того, чтобы конкретный ребенок удовлетворил свои образовательные потребности;
- дети должны иметь одинаковые гарантии в получении дополнительного образования (с точки зрения финансирования этих гарантий).
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» утверждено, что к 2020 г. обучение 50% детей по дополнительным общеобразовательным программам должно финансироваться за счет ассигнований из федерального бюджета. В связи с этим нужно выработать механизмы софинансирования обеспечения сертификатов дополнительного образования детей напрямую из федерального бюджета. У детей, проживающих на Дальнем Востоке, появилась бы возможность получать услуги дополнительного образования в таких крупных и известных учреждениях России, как Международный детский центр «Артек», кировский Центр дополнительного образования одаренных школьников и т. д.
Как и любое качественное изменение механизма управления, внедрение персонифицированного финансирования в РС(Я) должно происходить с учетом возможных последствий, а также имеющихся ограничений. Так, в малых населенных пунктах, которых большинство на территории республики, существуют ограничения в выборе организации в связи с отсутствием негосударственного сектора дополнительного образования. В таких условиях введение модели персонифицированного финансирования выглядит нецелесообразным.
Вводя новую социальную гарантию, необходимо учитывать ее адресность. Базовый уровень гарантии должен быть обеспечен для всех детей, желающих получать дополнительное образование; при этом необходимо уделить специальное внимание и обеспечить более высокий уровень гарантии (читайте - номинал сертификата) для детей с особыми образовательными потребностями.
В целом пилотная апробация системы персонифицированного финансирования в Якутии, осуществляемая сегодня, - это лишь первый управленческий и экономический шаг к переходу к системе дополнительного образования, построенной на принципе: «Прежде всего важны ребенок и его интересы».

​Мария ПЕТРОВА, к. п. н., директор республиканского ресурсного центра «Юные якутяне» - Регионального модельного центра дополнительного образования детей Республики Саха (Якутия)