В соревнованиях приняли участие студенты десятков российских вузов, которые пробовали свои силы в 30 рабочих специальностях - компетенциях WorldSkills, среди которых «Лазерные технологии», «Электроника», «Промышленная автоматика», «Мобильная робототехника», «Флористика», «Инженерный дизайн CAD», «Ресторанный сервис» и многие другие. Стоит отметить, что некоторые из этих компетенций существуют только у нас в стране и на международных соревнованиях не представлены. Но, уверены организаторы, это до поры, а поскольку мы являемся в определенном смысле первопроходцами, у нас есть все шансы на победу! И тогда потрясающий успех нашей национальной сборной на чемпионате мира в Абу-Даби (первое место в общекомандном зачете, 11 медалей и 21 медальон за профессионализм) может быть повторен и приумножен.
- Наша компетенция новая, мы впервые ее запустили в феврале этого года, - рассказывает Сергей Чеботарев, менеджер компетенции «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений», преподаватель Русско-Британского института управления, Челябинск. - Чтобы вывести ее на международный уровень, нужно получить одобрение не менее 10 стран - участниц WorldSkills и провести ряд внутренних соревнований. Мы уже общались с коллегами из Китая и Южной Кореи, и они поддержали нашу инициативу. Здесь, на ВДНХ, ребята (среди которых, кстати, есть учащиеся и вузов, и ссузов) занимаются тем, что в первый день разрабатывают приложение - виртуальную лабораторную работу по химии для школьников, а во второй день делают компьютерную игру. Конечно же, за один день невозможно создать продукт, который был бы востребован на рынке, но этого времени вполне хватает для разработки концепции игры, ее прототипа, и вот его уже можно предлагать потенциальным заказчикам и инвесторам.
- Мои студентки участвуют в компетенции «Флористика», - делится впечатлениями Мария Краснощекова, сотрудник Майкопского государственного технологического университета, Республика Адыгея. - Она, конечно же, неновая, но в нее ежегодно вносятся какие-либо изменения, детали, меняется тематика. Скажем, раньше было задание - сделать букет невесты, а сейчас - украшение, заменяющее букет невесты (венок, сумочку или что-либо в этом духе). Особо ценится умение действовать в нестандартной ситуации, решать задачи, к которым ты не был готов. Здесь соревнуются студенты не только университетов, но и колледжей. Могу сказать, что в ряде случаев дети из ссузов имеют больше практики и лучше владеют техникой, хотя студенты вузов более подкованы теоретически. А настоящему мастеру необходимо и то и другое.
- Несмотря на то что тема космоса более чем актуальна вот уже несколько десятилетий, на международных соревнованиях наша компетенция почему-то до сих пор не представлена, - недоумевает Александр Макаров, главный эксперт компетенции «Инженерия космических систем», преподаватель Политехнического колледжа имени Н.Н.Годовикова, Москва. - И нам хочется быть первыми, кто выведет ее на мировой уровень. Суть задания для наших ребят на этом конкурсе - спроектировать и смоделировать спутник с самого начала, с нуля. У детей есть только лист бумаги и карандаш. Ну и, конечно же, компьютер. А на выходе надо будет построить реальную модель спутника, работоспособность которой мы можем проверить тут же, на стенде, измерив ее аэродинамические характеристики, степень стабилизации и пр. В работе принимают участие ребята из техникумов и университетов, однако неуместно сравнивать их уровень квалификации, потому что все они технически очень подкованы и мотивированы.
- В этом году на чемпионате мира в Абу-Даби учащийся нашего учреждения Егор Костиков стал обладателем серебряной медали, - с гордостью сообщает Оксана Евсюкова, эксперт компетенции «Парикмахерское искусство», преподаватель факультета индустрии красоты и гостеприимства Первого Московского образовательного комплекса. - Но сегодня мы не принимаем участия в соревнованиях, а просто даем мастер-класс. Две девочки, победительницы региональных чемпионатов, просто показывают гостям, как нужно работать, демонстрируют свое мастерство. Я сама, когда была студенткой, тоже всегда участвовала в конкурсах профессионального мастерства. И с удовольствием приняла бы участие в WorldSkills, если бы была такая возможность. Я вообще за то, чтобы все наши эксперты, которые работают с конкурсантами, сами периодически участвовали в аналогичных соревнованиях для поддержания формы.
- По сравнению с прошлыми годами могу отметить, что задания стали сложнее, за два дня нужно пройти пять модулей, - констатирует Алексей Блинов, технический эксперт по компетенции «Информационно-кабельные сети», мастер производственного обучения в колледже связи №54, Москва. - Сейчас ребята монтируют оптоволоконную линию связи. Поскольку среди них есть люди как со средним, так и с неполным высшим профессиональным образованием, уровень квалификации разный, но по степени владения компетенцией различия минимальные. На соревнованиях в Абу-Даби наши ребята заняли 5‑е место, что очень неплохо. В оптоволоконных технологиях традиционно лучше всех выступают японцы, на всех мировых соревнованиях они всегда занимают только первые места. Но мы составили им достойную конкуренцию, и коллеги из Японии это оценили. Надеюсь, что в Казани мы их сделаем!

От редакции

Напомним, что примерно через полтора года наша страна примет у себя чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan-2019, который пройдет в столице Республики Татарстан с 29 августа по 3 сентября. Мы отстояли это право в честной борьбе, опередив по итогам голосования бельгийский Шарлеруа и французский Париж. У нас есть время, чтобы подготовиться и показать все, на что способны наши мастера!