Школа №13, Обнинск, Калужская область
С 1997 года школа, завершив трехлетний эксперимент, получила статус школы с углубленным изучением ряда предметов. Кроме общеобразовательных классов на третьей ступени обучения здесь реализуются три направления:
- физико-математическое;
- химико-биологическое;
- гуманитарное.
Учащиеся имеют возможность выбора направления, содержания обучения в соответствии с их способностями и желаниями. Создана оптимальная образовательная среда для каждого ученика: индивидуальные и групповые образовательные траектории.
В школе изучаются три иностранных языка - английский, немецкий, французский.
Для детей с высокой учебной мотивацией разработана программа «Одаренные дети». Кроме углубленного изучения ряда предметов более 100 ребят с девятого класса занимаются на спецкурсах в Малой академии наук.
Углубление знаний по профильным предметам, погружение в новое информационное поле стимулируют у детей интерес к исследовательской работе. Успешно работает научное общество учащихся «Поиск». Стали традицией научно-практические конференции, «Открытый микрофон» - встречи с учеными, инженерами, представителями городской власти, бизнеса, депутатами Госдумы и др.
Школа активно и целенаправленно использует уникальный интеллектуальный и творческий потенциал города - первого наукограда России. Экскурсии в НИИ и на предприятия стали традицией. Школа первая и пока единственная в городе имеет соглашение о сотрудничестве с градообразующим ГНЦ РФ - ФЭИ. Именно здесь 73 года назад была построена первая в мире АЭС.

Средняя школа №1 им. Героя РФ Андрея Алексеевича Туркина,
ст. Динская, Краснодарский край
В школе создано НТО «Искатель», организована работа кружков и факультативов, созданы химическая, биологическая лаборатории, а для малышей - лаборатория окружающего мира. Для них в библиотеке создана электронная медиатека «В мире науки». Ежегодно организуются научно-практические конференции, конкурсы защиты проектов и «Ученик года».
Особое внимание в школе уделяется детям с проблемами в здоровье. На сегодняшний день таких детей здесь 82! В школе реализуется 8 адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ, среди которых есть аутисты, дети с болезнью Дауна, с умственной отсталостью, с отклонениями в развитии. Для особенных детей работают логопедический пункт, социально-психологическая служба. Осваивать программу им помогает учитель-дефектолог. Эти ребята учатся по индивидуальному учебному плану и расписанию, 14 человек с наиболее серьезными проблемами здоровья обучаются на дому. Первая школа многонациональна: тут обучаются дети 8 национальностей. Среди них есть мигранты, для которых русский язык является иностранным. Для этих детей разрабатываются программы по изучению предметов, организуются дополнительные занятия в «Школе русского языка», проводятся мероприятия, ориентированные на сохранение национальной идентичности.

Школа №51, Липецк
Липецкая школа №51 - многокомпонентный образовательный комплекс, включающий в себя дошкольные группы, начальную, основную, среднюю школу.
Сегодня школа - одно из самых крупных и конкурентоспособных образовательных учреждений в Липецкой области. В 53 классах-комплектах школы обучаются 1453 человека, 70 воспитанников школы получают дошкольное образование.
В 2015 году школа №51 вошла в Топ-100 лучших школ по профилям подготовки по предметам социально-экономического профиля, в 2016 году была включена в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» как организация, внедряющая новации и применяющая новые образовательные методики, в 2017 году стала обладателем гранта за достижение наилучших показателей качества образования «ДНК-образование».

Голицынская средняя школа №2, Московская область
Миссия школы - «построение образовательного пространства, которое позволит создать ситуацию успеха всем участникам образовательного процесса, обеспечит им личностный рост и подготовит выпускника к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества».
В помощь учителю стратегическая команда школы разработала план -программу «Индивидуальная траектория профессионального развития», или индивидуальный план профессионального роста. Индивидуальная траектория профессионального развития педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

Новинская школа, пос. Новинки, Нижегородская область
В Новинской школе реализуются наряду с общеобразовательными программами и адаптированные. Школа многонациональная, и 10% ребят - «таборные» цыгане. 55% родителей с высшим образованием, уровень притязаний и запросов к школе с их стороны невероятно высок, и при этом каждый десятый родитель абсолютно безграмотен. Такая неоднозначная школа! Поселок Новинки расположен в 3 километрах от Нижнего Новгорода, где находятся образовательные организации повышенного уровня с большими возможностями, а в Новинской школе, рассчитанной на 300 человек, обучаются 600 ребят. Чтобы добиться успеха, здесь организовали профильное обучение на основе индивидуальных учебных планов (ИУП) для обучающихся 10‑11‑х классов, тем самым прекратив отток ребят из школы. Начиная с 2014 года в школе стали организовывать стажировки для учителей в Москве, Санкт-Петербурге, Казани. Педагогические советы в учреждении превратились в педагогические мастерские, где учителя делятся своим опытом и перенимают опыт коллег. Кроме этого, учителя и ученики участвуют в сетевых проектах различного уровня. Два педагога школы в числе 4 тысяч педагогов из 170 стран мира участвовали в международном дистанционном проекте PISA4U.

Школа имени кавалера ордена Красной Звезды А.И. Гонышева, с. Черноречье, Оренбургская область
Из архивных документов Оренбургского областного архива известно, что церковно-приходская школа казачьего ведомства построена на общественный счет и открыта в поселке Чернореченском в 1871 году. Сейчас в школе более 220 учащихся. В школе проводятся ежегодные межвузовские студенческие чтения, открыт филиал регионального музея «Капитанская дочка», школа входит в Оренбургский университетский (учебный) округ, сотрудничает с областным Дворцом детей и молодежи, с Эколого-биологическим центром, 1‑м Оренбургским казачьим обществом, обществом «Газпром добыча Оренбург», Оренбургским лесничеством, газетой «Сельские вести». Ребята из Чернореченской школы обучаются в областной очно-заочной школе «Лидер», в областной очно-заочной школе «Академия юных талантов «Созвездие», в региональных профильных сменах. Учащиеся школы посещают физико-математический центр «Архимед», педагогический университет для подготовки к предметным олимпиадам. Проводятся совместные мероприятия с учебным центром войск ПВО ВС РФ, в/ч 33860 города Оренбурга, храмом Казанской иконы Божией Матери, Музеем воинской славы и Афганской войны. Развитие системы дополнительного образования через сетевое взаимодействие позволило охватить дополнительным образованием больше 80 процентов школьников.

Центр образования №28
с углубленным изучением иностранных языков, Владивосток
Школа №28 города Владивостока, ныне известная как центр образования №28 с углубленным изучением иностранных языков, основана в 1935 году и расположена в историческом центре города. Здесь обучаются 800 учащихся и воспитанников, работают 85 сотрудников.
Сегодня центр объединяет все ступени образования: дошкольное, начальное, основное, среднее и дополнительное. Учащиеся со 2‑го по 11‑й класс изучают два иностранных языка - английский и корейский. Заключены три международных договора о сотрудничестве со школами в Республике Южная Корея.
Среди выпускников школы много известных в городе и даже в стране людей. Это адмиралы флота, актеры, руководители банков, известные врачи, ученые.
Модель повышения квалификации 28‑й школы Владивостока «Образовываемся, путешествуя» заняла 1‑е место на межрегиональном конкурсе в Самаре. Школа стала пилотной площадкой Приморского краевого института развития образования.

Школа №5, Кумертау, Республика Башкортостан
Школа №5 - одна из крупных и успешных школ города Кумертау Республики Башкортостан. В ней обучаются 892 ребенка. В рамках государственной программы «Доступная среда» с 2012 года в школе созданы все условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Преподавание в начальной школе ведется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по программам развивающего обучения. Накопленный положительный опыт работы учителей начальных классов позволил открыть на базе школы экспериментальную площадку Федерального института развития образования по теме «Система Л.В.Занкова как научно-методологическая программа «педагогики развития» в образовательных организациях России». Внеурочная деятельность организована по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, проектное, художественно-эстетическое. С первого класса ведется преподавание курса «Экономика - первые шаги» под редакцией И.А.Сасова. В 2014 году открыт первый кадетский класс.
Это единственная в городе Кумертау школа, в которой реализуется проект «Электронная школа - школа будущего» по направлениям: модель «Smart-школа», школьные сетевые проекты, «Одаренные дети». В 2015 году школа стала победителем третьего республиканского форума «Электронная школа». В 2015 и 2016 гг. учителя стали лауреатами республиканского конкурса «Лучший урок с применением электронных средств обучения». В школе работает мультимедийная студия. В результате работы студии в декабре 2016 года прошел первый школьный фестиваль мультипликационных фильмов «Первые шаги в анимацию». Многие ученики задействованы в работе научно-опытной лаборатории «Эврика». В 2016 году начал функционировать кружок начального обучения робототехнике «Робот и человек».

Школа Иннополис, Иннополис, Республика Татарстан
В Школе Иннополис обучаются более 179 учеников с 1‑го по 11‑й класс и более 180 детей в детском саду. Дети приезжают в течение всего учебного года вместе с родителями - сотрудниками Университета Иннополис, ОЭЗ «Иннополис», «Технопарка» и других организаций, поддерживающих жизнеобеспечение в городе.
Технология «Успешный INNO­старт» направлена на создание особой образовательной среды в школе, где дети разного возраста раскрывают свои таланты и способности в процессе творческой образовательной деятельности в урочное и внеурочное время.
Начальные классы находятся в школе полный день - с 9.00 до 18.00. В первой половине дня активно используются технологии: «Перевернутый класс», «Взаимное парное обучение», «Смешанное обучение», причем дети взаимодействуют не только внутри классов, но и между ними. Во второй половине дня - проектная деятельность, игры живого действия, которые объединяют между собой творческие мастерские и студии, - ТРИЗ, увлекательная математика, программирование и робототехника. В дальнейшем здесь планируют проводить English-friday (общение друг с другом на английском языке, просмотр фильмов, инсценировки, песни и т. д.), а также клубы по татарскому, турецкому и другим языкам, квесты, литературные вечера, танцевальные флешмобы (ежедневно утром и вечером), вокальные встречи для всех (в определенное время дети и учителя поют все вместе, например, на большой перемене после завтрака), занятия по релаксации и йоге.

Ремонтненская гимназия №1,
с. Ремонтное, Ростовская область
Ремонтненская гимназия сегодня - это инновационная образовательная организация со множеством традиций: соревнования по футболу на Кубок имени ветерана Великой Отечественной войны учителя физической культуры А.И.Шкурского, торжественная церемония чествования гимназистов - победителей «Красная дорожка» и «Майская методическая конференция», на которой подводятся итоги года… Вот уже пять лет гимназия - центр развития образования с налаженным сетевым взаимодействием со всеми образовательными организациями Ремонтненского района, оказывает консультативную методическую помощь. В образовательном процессе гимназия идет по пути максимальной индивидуализации. Это стало возможно при реализации профильного обучения. Старшеклассники сами составляют свой ИУП - индивидуальный учебный план, осуществляют выбор именно тех профилей и предметов, в которых они сами хотят преуспеть. В 10‑11‑х классах работают два профиля: естественно-математический и социально-гуманитарный. Средний балл по гимназии по итогам ЕГЭ - 62%. В гимназии работают два абсолютных победителя регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года Дона» - И.В.Задорожняя и Е.Г.Гетманенко.
В 2015 году гимназия вошла в Топ-200 лучших сельских школ России, в 2016 году победила в конкурсе в рамках Всероссийского образовательного форума «Проблемы и перспективы современного образования в России» как лучшая сельская школа, а в 2017 году стала победителем Всероссийской выставки образовательных учреждений, занесена во Всероссийский реестр «Книга почета».

Приволжская школа №2, Самарская область
Приволжская школа №2 приняла первых учеников в 1989 году. Сегодня школа располагает современными оснащенными кабинетами, коллективом с большим количеством как опытных, так и молодых педагогов, регулярно отмечаемых на различных областных конкурсах. Средняя школа №2 села Приволжье - полноценный комплекс образовательных учреждений. Это непосредственно школа, где получают образование 450 учащихся, «Детский сад «Аленький цветочек»» и Федоровский филиал средней школы №2 села Приволжье с 223 маленькими воспитанниками, структурное подразделение «Дом детского творчества» и детско-юношеская спортивная школа, которые посещают 2239 учащихся.
В 2012 году в связи с поставкой робототехнического оборудования, опираясь на вектор развития региональной системы образования Самарской области и муниципального района Приволжский, средняя школа №2 с. Приволжье выбрала для себя приоритетным направлением инженерно-технологическое образование (в направлении робототехники).
Именно так в школе зародилась идея эволюции школы в сетевой центр научно-технического творчества, поскольку только в связке «дошкольное учреждение - школа - внеурочная занятость» возможно реализовать потенциал научно-технического творчества.
С 2013 г. в школе с. Приволжье действует объединение «Робототехника», созданы «Методические рекомендации по образовательной робототехнике». Средняя школа №2 села Приволжье стала региональной экспериментальной площадкой по робототехнике. Обучающиеся второй год подряд принимают участие в окружном робототехническом фестивале «РобоФест-Приволжье».

Средняя школа №35 с углубленным изучением английского языка, Санкт- Петербург
В этом году школе исполнилось 80 лет. В 1937 году на бывшей территории кадетского корпуса, в саду, в глубине за оградой, по проекту архитекторов Л.Е.Асса и А.С.Гинзбурга возвели четырехэтажное школьное здание. Проект архитекторов Асса и Гинзбурга получил первую премию на конкурсе типовых решений школ. Сегодня школа является одной из лучших в городе, здесь реализуется множество различных инновационных проектов. Один из них - «Воркшоп-клуб». Формат воркшоп - является активным развивающим методом групповой работы, в переводе с английского workshop - «мастерская». Ключевая идея: в основе метода лежит интенсивное групповое взаимодействие, где каждый родитель приобретает динамическое знание. Каждый из родителей-участников приходит в воркшоп-клуб со своим уникальным и неповторимым жизненным опытом и индивидуальным взглядом и отношением к проблемам и процессам воспитания и развития детей, включая развитие успешности. В воркшоп-клубе осуществляется исследование, в центре которого лежит отдельно взятая и неоднозначная проблема развития успеха у ребенка. Воркшоп-клуб помогает актуализировать опыт, имеющийся у родителей, и интегрировать на основе существующих ресурсов новый взгляд и понимание рассматриваемой проблемы, тренировать методы взаимодействия с детьми.

Школа №5, с. Эдиссия, Ставропольский край
Более 200 лет назад на ставропольской земле в отдаленном районе, в засушливой климатической зоне появилось уникальное село с красивым названием Эдиссия. Спустя 50 лет здесь открывается одноклассная мужская церковно-приходская школа, в которой учатся 50 мальчиков. Сегодня школа объединяет 60 педагогов, 600 учащихся и их родителей, а также общественность села. Особое внимание здесь уделяется профориентации. Выпускники поступают в вузы с целевыми направлениями и возвращаются в село. Руководители предприятий оказывают социальную поддержку детям из социально неблагополучных или малообеспеченных семей.
Богатыми возможностями нравственно-эмоционального воздействия на детей обладает школьный музей. Большое значение в воспитании патриотизма имеет созданный в школе военно-патриотический клуб, который регулярно принимает участие в соревнованиях, слетах, ведет исследовательскую работу.

Воткинский лицей, Республика Удмуртия
Современный лицей отличает не только его многопрофильность, но и хорошая материально-техническая база и высококвалифицированный педагогический персонал.
Лицей сегодня - центр социокультурного развития, находящийся в постоянном поиске и совершенствовании, занесен в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» за 2012 и 2016 гг. Лицей - активный участник международного фонда «Интеркультура» по обучению иностранных студентов в рамках программы AFS. В 2015 г. лицей стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России». С 2016 г. Воткинский лицей - член Ассоциации школ международного бакалавриата.
Пятый год здесь реализуют проект тьюторского сопровождения индивидуальной образовательной программы обучающихся.
С 2012 года лицей сотрудничает с крупнейшей международной организацией AFS, объединяющей более 50 стран мира. Иностранные студенты из Италии, Германии, Бразилии, Чехии, Индонезии, Китая, Таиланда и других стран обучаются в лицее по индивидуальным учебным планам в рамках программы «Интеркультура» и живут в семьях наших учеников. Лицеисты также обучаются по обмену в Испании, Коста-Рике, Великобритании.
78‑92% выпускников поступают в вузы по профилю обучения, мотивированы на творчество и инновационную деятельность, социально активны и готовы к сотрудничеству.

Гимназия №1 имени А.Кадырова, Грозный, Республика Чечня
Средняя школа №41 была построена в 1967 году, в 1992 году школа получила статус гимназии №41, а в 2005 году была переименована в гимназию №1. В 2005 году гимназии присвоено имя первого Президента Чеченской Республики Героя России Ахмата Абдулхамидовича Кадырова.
Проектная мощность гимназии - 860 посадочных мест. Гимназия работает в 2 смены, в ней обучаются 2114 человек.
На базе гимназии регулярно проводятся семинары, конференции, форумы как регионального, так и общероссийского масштаба. В гимназии была открыта экспериментальная стажировочная площадка «Работа с одаренными детьми».
За время своей деятельности наше общеобразовательное учреждение не раз становилось победителем городских и республиканских конкурсов (2006 год - первое место в республиканском конкурсе «Лучшая школа», 2012 год - грант мэра города Грозного «Лучшее образовательное учреждение», 2016 год - победитель республиканского конкурса «Лучшая школа»). В школе успешно функционируют кружки дополнительного образования: музыкальный, спортивный (шахматы, баскетбол, волейбол). Много лет на базе гимназии успешно работает детский ансамбль национального танца «Грозный» под руководством заслуженного деятеля искусств Чеченской Республики М.С.Тахаева.
На республиканском смотре-конкурсе военно-патриотических клубов и объединений учащиеся гимназии заняли первое место в номинации «Лучшее образовательное учреждение Чеченской Республики по организации патриотического воспитания».

Мнение экспертов

Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, сопредседатель жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
- Успешная школа -  это та школа, в которой дети понимают своих учителей, а учителя понимают детей. Это главное условие, из общения и понимания рождается мотивация для поиска своего места в этой жизни. Успешная школа решает ключевую задачу - как стать успешным в эпоху перемен.

Илья ДЕМАКОВ, учитель истории и обществознания, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017, , сопредседатель жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа»:
- Среди инициатив «Учительской газеты», подарившей нам и главное профессиональное соревнование «Учитель года», есть сравнительно молодое начинание - конкурс «Успешная школа». В нем интересно многое: принципы, отбор, формат презентации опыта.
Школа всегда в поиске. Мы ищем способы согласовать требования новых стандартов с нашим устоявшимся укладом. Нам хочется сопрягать творчество со свойственным учителю традиционалистским духом, а еще больше - с вечной ученической ленью. Поэтому нужно договариваться о принципиальных подходах и уметь предложить их коллегам.
Школа - это не только диалог ученика и учителя, это еще и материальные условия, физическое пространство, в котором мы учим и воспитываем. Успешная школа подвижна и умеет фокусироваться на объектах различной дальности. Это школа, которая предлагает к решению реальные задачи. Ведь, как говорил Януш Корчак, школа находится не на Луне. (Разве что в смысле стратегического видения.) Поэтому коллектив и директор, я убежден, должны научиться рассказывать о себе и своих успехах в предложенном формате. Критерии, обозначенные «Учительской газетой», задают тон для такой работы. Успешная школа не боится и умеет принимать вызов предлагаемых обстоятельств.
И, конечно, важен сам по себе соревновательный дух, присущий каждому конкурсу. В повседневной работе мы привыкаем к тому, что опыт нашего учреждения представляют в формате отчетно-выборного доклада. Соревновательный дух «Успешной школы» стимулирует превратить рассказ в увлекательную интерактивную презентацию. Такой российскую школу интересно показывать и важно увидеть.

Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты», член жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа», кандидат педагогических наук:
- Успех - понятие многогранное. Содержание, которое мы вкладываем в успешность как таковую, зависит от возрастных, половых, социальных различий, оно может быть одним в рамках российской, русской культуры и одновременно иным в западной. Вообще-то, на мой взгляд, явно выраженная ориентация на успех и успешность для нашего отечественного менталитета скорее больше новаторство, чем традиция. По крайней мере, интерес к изучению этой темы обозначился в психологической науке и практике лишь в последние годы. Появились исследования социальной природы этой дефиниции. Делаются попытки определить успешность в профессиональном обучении, в деятельности малых и больших групп коллективов, к которым относятся в том числе и образовательные учреждения.
В этом отношении наш конкурс как раз и ставит задачу более точного формулирования параметров ее успешности, в которых будут представлены не только, и даже не столько, официальные, общепринятые и формализованные показатели. Ведь задача нового конкурса состоит в том, чтобы сконцентрировать внимание общества на глубинных задачах и целях образования и, быть может, расшифровать суть того, что есть успех по Ожегову - «удача в достижении чего-нибудь» и что есть удача - «нужный, желательный исход дела».
Думается, что умение ставить далеко идущие цели и стремиться к их достижению, желание не только оглядываться в прошлое, но и видеть перспективы, смотреть в будущее, способность к анализу своей деятельности и осмыслению опыта, постоянное соревнование человека с самим с собой - важные составляющие феномена успеха школы в целом и каждого участника образовательного процесса отдельно.
Для тех, кто давно занимается профессиональными педагогическими конкурсами, все более понятным становится призыв Альберта Эйнштейна, который звучит так: «Стремитесь не к тому, чтобы достичь успеха, а к тому, чтобы то, что вы делаете, приобрело смысл». Применительно к самому названию конкурса цитата, пожалуй, парадоксальна. Но как она близка к самой идее успешной школы и тем сверхзадачам, которые стоят перед ней! Кстати, она могла бы стать эпиграфом нашего конкурса.