Исполнение законодательства - на профсоюзном контроле
За последние годы существенно изменилось законодательство по охране труда. Меняются требования к работодателям, повышается их ответственность за улучшение условий труда на рабочих местах, предотвращение случаев травматизма, сохранение здоровья и жизни каждого работника.
Основную ежедневную работу по контролю за условиями труда на каждом рабочем месте в образовательных организациях выполняют уполномоченные профкомов по охране труда. Эта армия насчитывает почти 3700 человек. Только за последний год ими проведено 5460 обследований условий и охраны труда в образовательных организациях города и области, выявлено около 8960 нарушений и выдано более 5400 представлений об устранении нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.
Заметную роль в работе по защите прав членов профсоюза играют внештатные технические инспекторы труда местных организаций профсоюза. Помимо обследования условий труда и безопасности образовательного процесса, они оказывают методическую помощь, проводят семинары для уполномоченных профкомов и ответственных за организацию работы по охране труда образовательных организаций. Наиболее активно в этом направлении работают внештатные инспекторы труда Приморского района Санкт-Петербурга Анатолий Павлович Юрков и Николай Григорьевич Ляпин, Калининского района Сергей Александрович Круглов. Внештатный технический инспектор труда Волховского района Ленинградской области Ирина Михайловна Масликова является членом районной межведомственной комиссии по охране труда.

Все начинается с обучения
Наряду с общественным контролем на первый план выходит работа по оказанию методической и практической помощи, обучению профсоюзного актива и руководителей образовательных организаций вопросам охраны труда. Главным техническим инспектором труда территориального комитета были подготовлены и проведены в местных организациях профсоюза семинары по темам «Защита профкомом образовательной организации прав членов профсоюза на охрану труда», «Система управления охраной труда в образовательной организации и роль профсоюзного комитета в создании безопасных условий труда», «Специальная оценка условий труда, контроль за ее проведением со стороны профсоюзного комитета», «Участие профкома в расследовании несчастных случаев на производстве», «Медицинские осмотры работников и роль профкома образовательной организации при их проведении».
Большое внимание уделяется обучению по охране труда в Зональном учебно-методическом центре профсоюза. Только за последний год прошли обучение и получили удостоверения о проверке знаний требований охраны труда более 1000 человек, среди них уполномоченные профкомов, члены комиссий по охране труда, специалисты и руководители образовательных организаций.
Наиболее активно организацией обучения занимались профсоюзные лидеры и актив Калининского, Кировского, Василе­ос­тров­ского, Выборгского, Московского, Невского, Приморского, Пушкинского районов Санкт-Петербурга; Бокситогорского, Выборгского, Кингисеппского, Тихвинского и некоторых других районов Ленинградской области.

Что сдерживает проведение спецоценки?
Под контролем технической инспекции труда территориальной организации профсоюза находится проведение в образовательных организациях специальной оценки условий труда (СОУТ). В 2012 году во всех образовательных организациях Санкт-Петербурга прошла аттестация рабочих мест по условиям труда. В первом полугодии 2017 года спецоценка условий труда проведена в 70% образовательных организаций, где закончился срок действия аттестации рабочих мест. В Ленинградской области СОУТ проведена в 60% образовательных организаций. Руководителям образовательных организаций оказывается методическая помощь при подготовке к проведению СОУТ.
Основная проблема, сдерживающая проведение специальной оценки условий труда, кроется в недостаточном финансировании. Другой серьезной проблемой является понижение класса условий труда по результатам СОУТ и, следовательно, изменение уровня социальной защиты работников, занятых во вредных условиях труда, в части предоставления гарантий и компенсаций.
Так, практически постоянно приходится сталкиваться с ситуацией, когда рабочим местам уборщиков служебных помещений, работников прачечных по результатам СОУТ присваивается второй класс условий труда и, следовательно, эти работники лишаются компенсаций, которые были предусмотрены 579‑м приказом Госкомитета СССР по образованию. Поварам пищеблоков устанавливают класс условий труда 3.1, что влечет потерю дополнительного отпуска за вредные условия труда (частично удается восстанавливать справедливость за счет коллективных договоров). Все это в первую очередь связано с недостатками методики проведения СОУТ. Проверка протоколов измерений, обращения в организации, проводящие исследования, показывает, что нарушений методики с их стороны нет.

Медосмотры - за счет работодателей
В образовательных организациях завершается работа по созданию системы управления охраной труда. Теркомом профсоюза разработан макет Положения о системе управления охраной труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, который доведен до образовательных учреждений через районные организации профсоюза. Руководству образовательных организаций, профкомам оказывается методическая помощь при разработке локальных положений по СУОТ.
С целью повышения эффективности работы по охране труда межрегиональной организацией профсоюза были заключены соглашения о сотрудничестве на 2016‑2020 годы с Государственными инспекциями труда Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В работе по охране труда есть свои сложности и недостатки. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда ведется по остаточному принципу. И, несмотря на усилия профсоюза, в целом изменить ситуацию не удается. Тем не менее за последний год практически полностью решен вопрос с финансированием медицинских осмотров работников. Это связано с усилением профсоюзного контроля за исполнением в образовательных учреждениях норм ст. 212 и 213 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанности по организации и финансированию медицинских осмотров возлагаются на работодателя. Проведение медицинских осмотров, как предварительных, так и периодических, финансируется за счет средств бюджетов муниципальных районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Не удается в полной мере реализовать в образовательных организациях положение статьи 217 Трудового кодекса РФ о введении в организациях с численностью более 50 человек должности специалиста по охране труда.

Отстаиваем права в судебном порядке
В последнее время возникла еще одна проблема, связанная с различным толкованием нормативных актов. Государственные инспекторы труда при проверках образовательных организаций ставят в вину руководителям нарушение статей 213 и 212 Трудового кодекса РФ. Дело в том, что в соответствии со статьей 213 работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности - с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет, а статья 212 вменяет в обязанности руководителя не допускать работника к исполнению своих обязанностей без прохождения этих обследований.
Представители Госинспекции труда выносят предписания в адрес руководителя образовательной организации и налагают административный штраф, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. №377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которым утвержден «Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности».
Согласно данному документу психиатрическому освидетельствованию подлежат работники учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, интернатов при школах, отнесенные к категории работников, осуществляющих профессиональную деятельность в условиях повышенной опасности.
При поддержке теркома профсоюза одна из образовательных организаций подала в суд на неправомерные действия госинспектора труда, и суд отменил предписание, мотивируя свое решение тем, что общеобразовательная школа не является учебно-воспитательным учреждением.
Подводя итоги, хочется сказать о том, что назрела настоятельная необходимость внесения изменений в ряд законодательных и иных нормативных актов, затрагивающих условия труда педагогических работников, с целью исключения двоякого толкования. Для этого необходимо объединение усилий как профсоюза, так и Министерства образования и науки и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Владислав ГАНЧУРИН, главный технический инспектор труда Территориальной организации профсоюза Санкт-Петербурга и Ленинградской области