Если говорить в целом по Архангельской области, то начисление северных надбавок сверх МРОТ проблемой не является - в большинстве муниципалитетов руководители учреждений стараются изыскать средства на эти цели. Они не пошли по пути уменьшения заработной платы своих подчиненных и сохранили доплаты, даже несмотря на изменение позиции Верховного суда по данному вопросу и негласные указания «сверху» платить «голый МРОТ», подразумевая, что северные надбавки уже включены в его состав.
Однако есть и обратные примеры. В Лешуконском районе руководитель одного из образовательных учреждений пытался обжаловать вступившие в законную силу судебные решения, по которым работодатель обязан выплачивать заработную плату в размере не менее МРОТ с начислением на него «северной» надбавки и районного коэффициента. Данная попытка не увенчалась успехом, так как и районный, и областной суд отказали работодателю в пересмотре ранее принятых решений.
Для привлечения внимания общественности к проблеме начисления северных надбавок и районных коэффициентов, а также необходимости закрепления понятия МРОТ в Трудовом кодексе РФ одним из специалистов Федерации профсоюзов Архангельской области Артемом Шишковым был проведен эксперимент «Выживи на МРОТ». Цель эксперимента - показать качество жизни при минимальном размере оплаты труда.
Артем Шишков жил на федеральный МРОТ (7800 рублей) в течение месяца: с 23 августа по 22 сентября 2017 года. Оплачивал квартплату и услуги ЖКХ, закупал продукты из потребительской корзины и средства гигиены. Вывод, который сделал Артем, - на МРОТ прожить нельзя. Можно месяц перетерпеть, сидя на крупах и картошке, но жить так постоянно невозможно. Нельзя даже купить минимальный набор продуктов!
Минимальный заработок надо повышать обязательно. Причем выводить его на уровень прожиточного минимума, плюс сверху должны начисляться «северные» надбавки, премии, доплаты за вредность и так далее. «Северные» надбавки как раз и придумали в советское время, чтобы люди приезжали работать в не самые простые для жизни регионы.
Из уст представителей региональной власти в адрес глав муниципальных образований, руководителей учреждений не раз звучали предложения вывести вспомогательный персонал учебных заведений на аутсорсинг, чтобы сэкономить фонд заработной платы. По такому пути у нас практически никто не пошел. Во-первых, аутсорсинг может привести к тому, что в образовательные учреждения придут лица, не проверенные на криминальное прошлое и не прошедшие медицинский осмотр. Подобного допускать нельзя. Во-вторых, кроме «криминальных рисков» есть еще и экономическая составляющая. Переход на аутсорсинг не говорит о том, что затраты для учреждения снизятся.
Многие учреждения в других регионах проанализировали такую возможность и пришли к выводу, что удорожание услуги происходит в разы! Кроме того, не везде в принципе есть возможность перейти на аутсорсинг. Особенно это касается районов и небольших населенных пунктов, где отсутствуют организации, оказывающие соответствующие услуги. И даже если будет найден единственный претендент, ему ничего не стоит завысить стоимость своих услуг, так как возможности провести конкурс у муниципальной власти просто не будет.
Следом за экономическими подтягиваются проблемы, связанные с качеством оказания образовательных услуг. Поэтому, когда мы разговаривали на эту тему с рядом глав муниципальных образований, они высказывались категорически против аутсорсинга, прекрасно понимая, какие структуры могут туда войти.
Да, наши региональные власти в свое время поднимали тему аутсорсинга, но делали это в рекомендательном порядке, оставляя право принять окончательное решение за руководителями учреждений. Кроме того, в прошлом году мы с профсоюзной стороны подготовили информационный бюллетень, в котором провели сравнение трудового и гражданско-правового договоров, выявив 15 существенных различий. Он стал своеобразным методическим пособием для руководителей и профсоюзного актива учреждений, помогая принять правильное решение в случае возникновения вопросов, касающихся аутсорсинга.
Понимая, что проблему МРОТ надо решать не только на региональном уровне, профсоюзы всех отраслей через Архангельскую областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений обратились в адрес Государственной Думы РФ с предложением внести изменения в Трудовой кодекс РФ с целью определения понятия «минимальный размер оплаты труда». Такое же обращение направлено от имени Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Архангельской области в адрес Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ.

Александр ТОРОПОВ, председатель Архангельской межрегиональной организации профсоюза