Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста» (Progress in International Rea­ding Literacy Study, PIRLS) является мониторинговым исследованием качества начального образования (проводится каждые пять лет). Его цель - сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Исследование организовано Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achieve­ment).
В исследовании PIRLS в 2016 году приняли участие более 340000 учащихся из 50 стран и 11 территорий, среди которых 20 стран мира, в том числе и Россия, участвовали во всех четырех проведенных к настоящему времени циклах исследования PIRLS - в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах. В исследовании 2016 года Россия была представлена 4577 выпускниками начальной школы из 206 общеобразовательных организаций 42 регионов страны.


Полученные результаты позволяют получить ответы на следующие вопросы:
1. Насколько хорошо читают российские выпускники начальной школы по сравнению со своими сверстниками из других стран?
2. Какие изменения произошли в результатах читательской грамотности российских учащихся за последние годы?
3. Как семья и школа способствуют развитию читательской грамотности?
Какие факторы определяют наивысшие результаты российских четвероклассников?
В 2016 году учащиеся России и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением. Четвероклассники этих стран показали лучшие среди 50 стран-участниц результаты (581 и 576 баллов соответственно).
В ряде стран международное тестирование проводилось в отдельных городах или территориях независимо от выборки страны с целью получения сравнительных данных со страной и миром.
В исследовании 2016 года такой территорией впервые стала Москва - московские школы вошли как в состав общероссийской выборки, так и в состав независимой представительной выборки г. Москвы. Представительная выборка московских учащихся формировалась независимо от общероссийской, она включала 4289 четвероклассников из 150 московских школ.
Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий. Их средний результат составил 612 баллов.
Российская школа на подъеме!
В 2016 году российские четвероклассники значительно улучшили свои результаты по сравнению со всеми предыдущими годами.
Отмечается устойчивая положительная динамика в совершенствовании читательской грамотности младших школьников.




Российские мальчики улучшили свои результаты значительнее, чем девочки!
За период с 2011 по 2016 год уменьшился разрыв в результатах российских мальчиков и девочек по читательской грамотности. В 2011 году он составлял 19 баллов, а в 2016 году - 14 баллов. За пять лет мальчики улучшили свои результаты на 15 баллов, а девочки - на 10 баллов.
В 48 странах результаты у девочек выше, чем у мальчиков, в двух странах результаты девочек и мальчиков не отличаются.




Исследование PIRLS оценивает успешность юных читателей в решении двух основных читательских задач:
    получить опыт эстетического (литературного) переживания;
    приобрести и использовать информацию.
PIRLS выделяет четыре читательских умения, необходимых для решения обеих читательских задач:
    найти в тексте информацию, изложенную в явном виде;
    на ее основе сделать простые умозаключения;
    интегрировать и интерпретировать идеи и информацию текста;
    оценить содержание и форму текста.
Международный тест по чтению разработан ведущими специалистами мира в области тестирования и обучения чтению. В его создании принимали участие и российские специалисты.
В 2016 году тест исследования PIRLS состоял из 16 вариантов, каждый из которых имел примерно одинаковый уровень трудности и состоял из двух текстов, художественного и научно-популярного, и 12‑17 заданий к каждому тексту.
Время выполнения теста - 80 минут с перерывом.
Российские учащиеся лучше всех в мире справляются с текстами как для литературного, так и для информационного чтения, и делают это одинаково успешно!
Российские учащиеся показали самые высокие результаты как при чтении художественных (584 балла), так и при чтении научно-популярных текстов (579 баллов), продемонстрировав баланс читательских умений, необходимых и для приобретения читательского опыта, и для получения информации:
    найти информацию и сделать простые умозаключения, 581 балл;
    интегрировать, интерпретировать и оценивать содержание и форму текста, 582 балла.
В России 70% выпускников начальной школы имеют высокий уровень читательской грамотности!





За 15 лет начиная с 2001 года уровень читательской грамотности российских младших школьников значительно повысился.
Число учащихся, продемонстрировавших высший уровень читательской грамотности в соответствии с международными стандартами, увеличилось почти в 10 раз, с 3 до 26%. Эти учащиеся успешно читают, понимают и интерпретируют содержание текстов, состоящих из 800‑1000 слов. Они воспринимают текст целостно и в то же время понимают отдельные единицы текста в их взаимосвязи, опираются на текст для обоснования собственных интерпретаций авторской позиции.
Число учащихся с низким уровнем читательской грамотности сократилось с 16% в 2001 году до 5% в 2016 году. Исследование PIRLS раскрывает пути работы с этими детьми:
«Если эти дети читают сложные тексты, то они могут только найти и извлечь из текста ясно описанную деталь. Но если детям дают несложные тексты или текст предлагается по частям, то они могут найти и извлечь информацию, сообщенную вербально и невербально (с помощью графиков или диаграмм), могут сделать простые умозаключения о событиях повествования и причинах действий героев, начинают интерпретировать события и основную мысль повествования».

​Галина КОВАЛЕВА, Наталья КОШЕЛЕНКО, Галина ЦУКЕРМАН, Виктория БАРАНОВА, Институт стратегии развития образования РАО

Мнения экспертов

Почему нам так важны результаты международного мониторинга читательской грамотности?
Исследование PIRLS - это международный мониторинг читательской грамотности учащихся в конце четвертого года школьного обучения. Тест PIRLS признан международным сообществом экспертов лучшим современным измерителем читательской грамотности начинающих читателей.
Начиная с 2001 года страны, участвующие в PIRLS, раз в пять лет получают значительную информацию, позволяющую всем, от кого зависят результаты образования, принимать выверенные, неситуативные стратегические решения. Масштаб этих решений различен - от целой страны до отдельного класса, однако именно от таких решений зависит судьба читательской грамотности подрастающего поколения.

Почему именно читательская грамотность признана центральным показателем успешности системы образования? Потому что умение понимать и использовать информацию, полученную из текстов, существенно влияет и на индивидуальные судьбы, и на благополучие страны:
    Пятнадцатилетний ученик с большей вероятностью окончит школу и продолжит образование, если обладает достаточно высоким уровнем читательской грамотности.
    Уровень читательской грамотности в стране лучше предсказывает экономический рост, чем другие учебные достижения.
Почему существенна читательская грамотность детей, оканчивающих четвертый класс? Потому что именно в это время происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. В переводе на реалии отечественного образования: судьба учебных достижений средней школы существенно зависит от читательской грамотности выпускников начальной школы. В первую очередь это относится к наиболее востребованному и наименее технологизированному результату образования - к умению учиться. Следовательно, имеет смысл пристально всмотреться и основательно вдуматься в свежую информацию теста PIRLS-2016.
Анализ отдельных вопросов к текстам PIRLS-2016 сделан для того, чтобы:
1) отечественные специалисты по оценке качества знаний могли ориентироваться на мировые стандарты педагогических измерителей;
2) учителя начальной школы, а главное - все учителя-предметники основной школы получили образцы работы с текстами, которая должна вестись на каждом уроке.
Лишь общими усилиями всего педагогического сообщества мы сможем не только сохранить высокое качество читательской грамотности выпускников начальной школы, но и поднять уровень читательской грамотности на всех следующих ступенях образования.
_____________
При подготовке данной публикации использовались материалы Международного координационного центра исследования PIRLS - timssandpirls.bc.edu.