Проблема профессионального самоопределения подрастающего поколения всегда была одной из важнейших в процессе становления личности. Современная педагогика и психология говорят нам, что задумываться о том, кем быть, нужно как можно раньше.
Московская система образования сегодня открывает детям широкие возможности увидеть профессии изнутри, попробовать себя в той или иной профессиональной роли.
Ребята посещают дни профориентации, «Университетские субботы», мастер-классы по программе «Университет мечты», занимаются проектной деятельностью в детских технопарках.
Настоящим прорывом в профориентационной работе и в профильном образовании можно назвать организацию городских проектов «Инженерный класс в московской школе» и «Медицинский класс в московской школе». В рамках реализации этих масштабных программ в некоторых образовательных организациях столицы появились хорошо оснащенные ресурсные центры для так называемых предпрофессиональных классов.
Вот уже второй год такой ресурсный центр функционирует в школе №667 имени Героя Советского Союза К.Я.Самсонова в районе Бирюлево Западное. Его профиль - медицинские классы.
Центр, безусловно, ориентирован на работу со старшеклассниками - будущими врачами. Но его двери открыты и для учащихся средней школы, и для самых маленьких ребят, потому что в этом образовательном учреждении разработана многоэтапная программа профориентации, охватывающая учащихся разных возрастных категорий.
К осознанному выбору будущей профессии в образовательном комплексе начинают готовить с детского сада. Малыши из подготовительных групп приходят вместе со своими воспитателями на занятия в ресурсный центр, где так много всего интересного: совсем не страшный скелет, большие куклы, которых можно «лечить», макеты ротовой полости и огромные зубные щетки, чтобы учиться правильно чистить зубы.
- Работа с самыми маленькими детьми - это первый этап нашей программы, - объясняет руководитель ресурсного центра Наталия Владимировна Сорочинская. - На этих занятиях мы знакомим детей с правилами гигиены, даем первые знания об анатомии человека, его физиологии. У нас есть, к примеру, такие уроки: «Изучаем сердце», «Строение уха», «Строение глаза». Наша задача на данном этапе - расширить кругозор ребят и пробудить в них интерес к такой области знаний, как медицина.
Пятиклассницы Лиза Баранова, Юля Роденко, Михаэла Андреуцэ каждую неделю с нетерпением ждут среды, когда они смогут пойти на занятия в рамках предпрофильного курса «Старт в медицину». Сейчас для них в школе нет ничего более интересного.
- Я врачом быть не собираюсь! - радостно сообщает Лиза Баранова. - Я буду вирусологом! На работе я буду сидеть у микроскопа в белом халате. Я узнаю все о вирусах и буду помогать людям бороться с ними.
Лизе вторит Михаэла:
- А меня заинтересовали цитология и э... эм... эмбриология. Мне нравится проводить опыты и делать умозаключения.
Эти девочки, как и десятки других учащихся пятых и шестых классов, посещают предпрофильные элективные курсы в составе так называемого естественно-научного модуля «Старт в медицину» и «Основы биологии». Эти занятия призваны дать детям глубокие знания по биологии и более широкое представление о медицине.
Как отмечает Андрей Николаевич Огур, педагог, ведущий занятия курса «Старт в медицину», пятиклассники увлеченно выполняют практические задания, нравится им работать и с интерактивной 3D-программой, позволяющей увидеть все системы и органы человеческого организма в трехмерном изображении, проследить за их работой.
Самый сложный и ответственный этап профориентационной работы и профильного обучения в школе - подготовка учащихся медицинских классов к успешной сдаче предпрофессионального экзамена, к участию в научно-практических конференциях, олимпиадах и конкурсах проектно-исследовательских работ.
Десятиклассники-медики - так все их называют в школе - уже многое знают и умеют. Анна Веретенникова и Катя Сокрякова рассказали о том, чему они научились за первые месяцы учебы в медицинском классе:
- Мы освоили сердечно-легочную реанимацию на нашем помощнике Гоше. Никто не знает, где и когда человеку может понадобиться помощь. И каждый из нас обязательно должен иметь навыки оказания первой помощи. Мы научились производить забор крови, делать внутривенные вливания и внутримышечные инъекции. Впервые взяв шприц в руки, каждый из нас волновался, ощущая ответственность момента. Однако с каждым разом мы делаем все гораздо увереннее. Недавно освоили технику наложения повязки при черепно-мозговой травме. Такая травма является наиболее распространенной, поэтому получение этого навыка является просто необходимым для нашей будущей профессии.
Педагогический коллектив школы №667 имени Героя Советского Союза К.Я.Самсонова уверен, что внедренная программа ранней профориентации и профильного образования обязательно даст результат: выбор профессии для учащихся станет осмысленным, мотивированным и безошибочным. Не будет уже растерянного подростка и суетящихся возле него не менее растерянных родителей.

Елена БРЕДНЕВА, учитель химии и биологии МСД №31