Школа №1242 взяла на себя организацию и проведение межрайонного круглого стола «Интернет-безопасность детей и подростков во втором десятилетии XXI века».
На вопрос «Интересный досуг - что это? Как провести с пользой свободное время?» более 80 процентов детей отвечают, что предпочли бы посидеть в сети Интернет. Старшеклассники, занимающиеся спортом, пытались подсчитать соотношение времени, отведенного на спорт и проведенного в Сети. Результаты превзошли все самые пессимистические ожидания. Некоторые дети признались, что «живут» в Интернете, ребята общаются в чатах даже во время тренировок и соревнований.
Для родителей и педагогов актуальным остается вопрос: как защитить детей от опасностей виртуального пространства? Спасут ли их всесторонний контроль и беседы о существующих опасностях и возможных последствиях?
В помощь родителям на круглом столе учителем информатики были предложены специальные программы, ограничивающие доступ ребенка к сети Интернет, такие как Net Police (запрет на нежелательные ресурсы), Computertime, Salfeld Child Control 20 (установление четких временных границ пребывания в сети Интернет), Windowsguard (блокировка программ и файлов с помощью пароля).
Но все ли угрозы мы учли? Ребенок в Сети проводит строго установленное время, у него нет доступа к нежелательным контентам, но он общается в чатах, у него есть страничка в социальной сети. Нужно ли родителям как-то бороться с этим?
Страничка в социальной сети удовлетворяет сразу две потребности подростка - быть таким, как все («ведь у большинства моих одноклассников есть страницы в Интернете»), и при этом выделиться из толпы (оформление страницы особым образом, необычные фото, видеоматериалы). Разве это может быть опасным? Оказывается, может!
Дети, которые много времени проводят в социальных сетях, привыкают к постоянному одобрению окружающего пространства. Самооценка такого ребенка формируется за счет «лайков» к фотографиям и сообщениям. А если не «лайкнули», то тебя презирают, ненавидят? Негативные комментарии на заявленную тему или их отсутствие может привести к серьезной депрессии у подростка. Ребенку сложно подумать о том, что, возможно, его пост не прочитали или у человека просто не было времени ответить.
Также в Сети много жестокости. Следует помнить, что, ограничивая доступ своему ребенку на запрещенные сайты, вы не защитите его от увиденного на страницах друзей или подписчиков. Значит, следует обратить особое внимание и на эту сторону вопроса.
Дети в любом возрасте любят играть, а игры подростков не всегда носят безобидный характер, особенно если эти игры ребята самостоятельно организуют в Сети. Примером тому служат кибербуллинг (когда подростки создают аккаунт на одного из одноклассников, выставляют на странице непрезентабельные фотографии, сделанные при помощи фотошопа, и ведут от его лица переписку, шокирующую всех знакомых и близких людей), а также чаты с открытой травлей кого-то из сверстников.
Дети чувствуют безнаказанность, так как считают, что за подлые и жестокие поступки в виртуальном мире они не несут никакой ответственности.
Теряется ценность дружбы. В реальной жизни, для того чтобы стать другом, необходимо приложить усилия - нужно быть интересным человеком и уметь общаться. В Сети достаточно одного клика, и ты в друзьях. Отношения в виртуальном пространстве строятся без лишних усилий: надоел - кнопочка «удалить из друзей» или «добавить в черный список». Испытываю симпатию - человек добавляется в ранг близких друзей, у него куча подарков. Уходят эмоции, так как вместо них есть смайлы и стикеры. Крик можно выразить при помощи капслока. Шутка - это скобочки. Реальное общение уходит в прошлое. В Сети можно быть каким угодно, можно все выдумать, и тебе поверят.
Более 80 процентов информации при общении с собеседником передается невербально, значит, в Интернете наши дети чаще всего закрыты друг для друга. И подростки, «живущие» в Сети, перестают адекватно воспринимать окружающую действительность. В реальный мир возвращаться все сложнее.
Но социальные сети имеют не только минусы. Стоит потратить время и научить ребенка использовать соцсеть для глубокого познания этого мира, для общения по увлечениям, для семейных мероприятий. Главное условие - ребенок вам должен доверять!
В обсуждениях круглого стола был разобран алгоритм мониторинга социальных сетей, в котором была дана пошаговая инструкция сопровождения детей и подростков в виртуальном пространстве - от личной регистрации взрослого в социальной сети до анализа списка друзей, подписчиков, групп, форумов и чатов, в которых состоит ребенок. Родители и педагоги в наше неспокойное время, увы, вынуждены превращаться в шпионов, для того чтобы не пропустить информацию, которая может быть отправной точкой для антисоциального и деструктивного поведения своих детей.
Подводя итоги круглого стола, участники снова задались вопросом: «Безопасный Интернет для наших детей - что это?», и ответ на вопрос был сформулирован в очень простых и понятных для нас вещах:
- безопасный Интернет - это хорошая семья, где царят доверие и эмоциональная поддержка;
- это слушающие, слышащие и понимающие тебя взрослые;
- это интересные увлечения в реальной жизни и правильно организованный досуг ребенка;
- это живое общение с друзьями.
В общем, все те общечеловеческие ценности, которые всегда были, есть и будут! Этого нет в Сети. Они есть здесь, в реальной жизни. И наша задача - не пройти мимо этого самим и не провести мимо наших детей. Давайте остановимся?!

Светлана КАВЕРИНА, педагог-психолог МСД №31