Мой опыт общения с подростками в школе начался около года назад, когда я стала работать в специальной (коррекционной) школе №869 учителем русского языка и литературы. Все это время передо мной стоял вопрос: какими качествами должен обладать человек, чтобы быть учителем, способным заинтересовывать и располагать к себе людей разных возрастов и интересов? Без сомнения, учитель должен быть профессиональным: он должен в совершенстве знать тот предмет, который преподает в школе; быть хорошим психологом и воспитателем, другом и наставником для своих учеников. Конечно, этот список неполный, его можно продолжать и расширять бесконечно, однако хотелось бы выделить несколько наиболее важных качеств, необходимых учителю, для того чтобы помочь ребенку ориентироваться в информационном пространстве.
Во-первых, учитель должен быть современным. Именно это качество дает возможность знакомиться с информацией теми же способами, которые использует ученик; а значит, ознакомиться с ней в том же объеме и с той же перспективой для полноценного диалога и ориентирования. Зачастую даже взрослый человек оказывается бессилен перед гигантскими объемами информации, изливающейся из сети Интернет, каналов радио- и телевещания, печатных ресурсов. Современный учитель как наставник сможет сориентировать подростка в этом потоке, объяснить ему, какие ресурсы заслуживают доверия, а какие - нет.
Во-вторых, при учете сформированности морально-этических качеств и мировоззрения учитель должен обладать таким уровнем гибкости ума, чтобы допустить знакомство с разными видами информации, ориентированной на разные возрастные группы. Каждый ученик - индивидуальность со свойственными интересами. Для полноценного обучения и воспитания учитель должен максимально этично и без предубеждения знакомиться с интересами своих учеников, будь то мысленные эксперименты о возможностях доисторических животных или современные рэп-исполнители.
В-третьих, учитель должен быть в курсе всего происходящего. В подростковом коллективе не существует «белых пятен». Интересы учащихся распространяются не только на учебные дисциплины, но и буквально на все вокруг. А это значит, что учитель русского языка и литературы должен уметь объяснять разницу между планетой и карликовой планетой, отличать игру жанра «шутер» от «аркады», знать, кто стал нобелевским лауреатом по медицине и почему, а также помнить, какая сборная выиграла последний чемпионат мира по футболу. Только тот учитель, кто имеет свой широкий круг интересов, способен мотивировать и развивать своих учеников.
И последнее, но одно из самых важных качеств, которое хочется упомянуть, - это внимание. Как было упомянуто выше, каждый ученик - личность. Поэтому жизненно необходимым для каждого подростка является выражение своей индивидуальности. Учитель, способный уделить внимание каждому ученику, современный и эрудированный, обязательно станет примером для своих учеников. Такой наставник и воспитатель никогда не станет чужим для детского или подросткового коллектива, наоборот, он станет его центром.
Как учитель, я со всем усердием стараюсь воспитывать в себе перечисленные качества: развивать интересы своих учеников, поддерживать в тонусе их воображение, быть в курсе их медиапространства, чтобы учиться самой и ориентировать ребят. Но о результатах этой работы говорить еще рано.

Мария ЛАНГЛИЦ, учитель русского языка и литературы МСД №31