В течение всей жизни медиаобразование ставит задачи, направленные на развитие умений и навыков учиться и работать в медиасреде, навыков работы с информацией, медиатекстом и массовой коммуникацией. Ребенок постепенно может научиться находить информацию для решения учебной задачи, определять достоверность этой информации и информационных источников, включаться в медиатворчество, транслировать собственные медиатексты. Все это является продуктом познавательной деятельности, формирует мыслительную деятельность и в конечном счете становится средством развития личности.
2017 год объявлен в России Годом экологии. Развитие экологического мышления и формирование экологической культуры очень важны для нас и будущих поколений. Школа №2000 Южного округа Москвы является соорганизатором «Медиафестиваля для школьников»-2017 с экологической тематикой. Девизом фестиваля стала известная китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне действовать самому - и я научусь». Продуктивность - один из главных принципов мероприятия. С его учетом администрацией школы была разработана программа вовлечения и дошкольников в медиатворчество по теме экологии. В процессе игр, творческих конкурсов, сочинения сказок и историй, создания поделок, мультфильмов, презентаций у детей возникает живой интерес к экологической деятельности и формируется новое отношение к природе и окружающему миру.
«Дайте разумное содержание жизни детей дошкольного возраста, и они у вас не будут ни тупыми, ни вялыми, ни рассеянными, ни скучающими, ни ленивыми, ни безнравственными... Но что значит дать разумное содержание жизни ребенка дошкольного возраста? Это означает умение подыскать... материал, пригодный для разнообразных занятий ребенка, для его игр, упражнений и усовершенствования органов внешних чувств, а также для развития его наблюдательности над окружающей жизнью и природой. Этот материал должен быть доступен для его ума и сердца и должен укреплять его здоровье» (Е.Н.Водовозова).
В качестве дидактических материалов в дошкольных группах школы №2000 используются реальные предметы и объекты природы. Взрослым нужно только направить внимание ребенка на эти объекты. Воспитатели стараются, чтобы дети получали знания через собственный опыт, задумывались, почему мир такой многообразный, что может изменить природу, как помочь сделать улицы, парки, реки, водоемы чистыми и красивыми. Поэтому кроме бесед, рассказов, чтения книг, просмотра фрагментов видео и мультфильмов детям предлагается проводить эксперименты, исследовать свойства материалов, из которых изготовлены те или иные предметы, возможности их утилизации и др. Приведем примеры деятельности дошкольников по экологической тематике из опыта работы наших воспитателей с использованием медиаобразовательных приемов.
На одной из прогулок детям предложили обратить внимание на узоры, сделанные ветром на песке. Разглядывая их, дошкольники так заинтересовались, что взяли палочки и начали рисовать. Получились разнообразные рисунки. Воспитатели заметили, что рисовать можно не только на песке, но и на бумаге с помощью песка. Осваивая технику рисования песком, дошкольники ознакомились со свойствами песка, рассмотрели его под лупой и узнали, что он состоит из множества мелких песчинок. В сухом состоянии песок сыпучий, рисовать им легко. Мокрый песок прилипает к ладошкам, руки становятся грязными, что детям не очень понравилось. Тогда придумали насыпать песок в пластиковый корпус шариковой или гелевой ручки. Руки при этом остаются чистыми, рисунок закрашивается аккуратно, контуры прорисовываются более четко. Увидев, что детям очень понравился новый способ рисования, воспитатели предложили им создать мультфильм в технике песочной анимации. Сразу договорились, что мультфильм должен быть о природе, ее охране, бережном отношении к животному и растительному миру.
Приступая к работе над анимационным проектом «Чудесное превращение песка», его участники составили план совместной деятельности:
1) придумать сказку, написать сценарий;
2) нарисовать персонажей и ключевые сцены мультфильма;
3) сделать покадровую съемку;
4) объединить кадры в единый фильм (с родителями);
5) озвучить мультфильм (с родителями);
6) всем вместе посмотреть мультфильм и придумать название.
Основой мультфильма послужила придуманная детьми сказочная история о расселении семян одуванчика. В центре повествования оказалась судьба двух семян-парашютиков. Одному помогают обустроиться на новом месте две добрые девочки, которые убирают на берегу реки мусор и разбивают вокруг появившегося из семени цветка клумбу, а на помощь второму приходит старичок-лесовичок. Семечко пустило корни на лесной полянке, и уже через несколько лет вся она была заселена прекрасными одуванчиками. На защиту красоты природы встает лесовичок. Хозяин леса останавливает детей, которые, бегая по полянке, топчут цветы, бездумно срывают их для букетов и венков. На основе сказки был написан сценарий мультфильма. Воплощая замысел, дети с воспитателем придумывали образы персонажей и схематически зарисовывали основные эпизоды сказочной истории. После чтения каждого отрывка решали, что надо нарисовать, каким изобразить того или иного персонажа. Наиболее подходящие, по мнению детей, отбирались. Нарисованных персонажей вырезали по контуру и в дальнейшем использовали для выстраивания кадров. На следующем этапе дети составляли композиции ключевых сцен мультфильма и делали покадровую съемку. Чтобы мультфильм был более ярким, для раскрашивания рисунков использовался цветной песок. Когда все сцены были отсняты, к работе подключились родители. Они при помощи компьютерной программы объединили покадровую съемку в единый фильм. Герои ожили, задвигались, но смотреть было неинтересно, так как фильм был немым. С помощью взрослых ребята записали закадровый текст и озвучили мультфильм. После наложения звука на видео участники проекта наконец увидели результат своего труда, состоялись презентация мультфильма и его обсуждение.
С помощью медиаобразования дети вовлекаются в экологические проекты («Дадим шар земной детям», «Чистая планета - здоровая Земля!», «Где живет вода?», «Жалобная книга природы»), посвященные проблемам загрязнения почвы, воды, воздуха и защите окружающей среды. Для эмоционального восприятия экологических проблем дошкольники совместно с взрослыми в рамках проектов создают видеоэкскурсии, слайд-фильмы, презентации, стенгазеты, фотоколлажи.
Важнейшими задачами для нас являются всестороннее развитие личности ребенка, позитивная социализация на основе общественных норм и традиционных ценностей, развитие его общей культуры, инициативности, самостоятельности, предпосылок учебной деятельности. Информатизация в детском саду должна способствовать формированию новой образовательной среды с медиаресурсами, интерактивной наглядностью, положительным контентом, обучающими играми, разнообразными иллюстрациями и видео, со средствами обучения, которые помогают решать задачи воспитания и развития.

Марина МАЙОР, воспитатель МСД №31