Одной из таких организаций, которая учит людей состраданию, умению принимать без предрассудков других, является региональная общественная организация «Перспектива», отстаивающая права людей с инвалидностью в России. Одна из главных задач, которые решают сотрудники организации, - это изменение стереотипов и работа, направленная на преодоление психологических барьеров, сложившихся в обществе по отношению к людям с инвалидностью. А уникальность этой организации состоит в том, что большинство ее сотрудников, а их 64, знают о проблемах, с которыми сталкиваются такие люди, не понаслышке, так как сами имеют инвалидность.
В этом году организации исполнилось 20 лет. За время своей деятельности «Перспектива» помогла сотням людей, детям и взрослым, нуждающимся в помощи. Организация трудоустройства, продвижение инклюзивного образования, помощь в решении правовых вопросов, проведение социальных и творческих проектов, спортивная деятельность, развитие лидерства - это далеко не весь список того, чем занимается эта организация. (https://www.blago.ru/)
Школа №2001 сотрудничает с РООИ «Перспектива» в течение 8 лет. За это время совместно было реализовано много разных мероприятий и несколько проектов, о которых хотелось бы рассказать.
Ученики школы неоднократно были участниками кинофестиваля «Кино без барьеров», который проходит при поддержке Правительства города Москвы. На кинофестивале представляются художественные, документальные и анимационные фильмы о проблемах и барьерах, с которыми сталкиваются инвалиды. Фильмы рассказывают об их богатом потенциале и стремлении жить как все, а также о светлой и крепкой дружбе между детьми с инвалидностью и детьми без инвалидности.
Еще один проект, который проходит ежегодно на территории школы, - «Уроки доброты». Это цикл тематических занятий, проводимых в течение месяца, в ходе которых у школьников формируется толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с ментальными и когнитивными нарушениями. В системе занятий принимают участие и дети, и педагоги, и родители. Встречи проводятся в интерактивной форме, включая просмотр видеоматериала с последующим обсуждением. Традиционно общение начинается со знакомства с ведущим программы, с его личной историей. В ходе занятий дети узнают, в чем особенности людей с инвалидностью, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься. Также много говорится о совместном обучении на территории одного образовательного учреждения людей с разными возможностями. Участников занятий знакомят с конкретными примерами активной жизни людей с инвалидностью и с тем, как успешно они реализуют свои возможности. Это позволяет ребятам на эмоциональном уровне почувствовать состояние сверстников, о которых им рассказывают, ощутить их непростую жизненную ситуацию, поделиться своими мыслями и впечатлениями, задать вопросы ведущим.
Большой интерес вызывают истории об известных людях. Очень часто для участников является полной неожиданностью рассказ о том, что известный актер, спортсмен или певец может быть человеком с инвалидностью, и это позволяет разрушить стереотип, что люди, имеющие физические и другие ограничения, ограничены в своих возможностях. Главное, что выносят дети из этих занятий, - осознание различия внешне разных людей и того, что каждый может быть интересен и полезен другому!
Также на территории школы совместно с региональной общественной организацией в течение нескольких лет мы проводим конференции для родителей и учащихся с ОВЗ и их одноклассников и педагогического коллектива. На конференциях проходят встречи со специалистами РООИ «Перспектива», ЦПМСС «Взаимодействие» (на сегодняшний день центр реорганизован и входит в структуру ГППЦ), специалистами и педагогами школы, которые делятся своим опытом работы. В рамках конференций проводятся круглые столы с участием родителей, где поднимаются вопросы, касающиеся образовательных программ, социальной защищенности, дальнейшего обучения учащихся, правовые вопросы и профессионального образования, вопросы взаимоотношений детей в коллективе.
Параллельно для учащихся в дни конференций проходят мастер-классы, рассчитанные на группы в 10-12 человек. У каждой группы есть кураторы - старшеклассники и педагоги. Работа каждой площадки проходит в течение 20 минут. Так, на мастер-классе «Создаем сказку» группы, выбрав с куратором сценарий, придумывают название своей творческой команды и начинают работать по очереди на следующих площадках: «Актерский цех» - распределение ролей, «Декораторская» - подготовка декораций, «Репетиционный зал» - репетируют сказку, «Музыкальная» - подготовка музыкальной части спектакля. На мастер-классе «Поздравительная открытка своими руками» участники с кураторами проходят по маршрутному листу, выполняя определенные задания. На площадке «Встречайте - это мы!» ребята придумывают название своей группы, на площадке «Скрапбукинг» - делают открытки, на «Поэтической» - пишут стихи, на «Музыкальной» - разучивают песню. Итогом работы на мастер-классах является поэтический мини-сборник. Особый интерес представляют «Сенсорные комнаты», где участники в аудиальной, визуальной, кинестетической и ольфакторной комнатах получают определенный опыт. В мастер-классах также принимают участие и родители.
Завершение конференции всегда проходит в творческой форме, когда дети представляют свой опыт в мини-концерте, кукольном спектакле, поздравительной открытке, выставке поделок и др. В финале проходит показ видеопрезентации «Как это было».
В этом году в ноябре в здании старшей школы специалисты РООИ «Перспектива» в преддверии дней толерантности организуют проект «День инклюзивного образования». На проекте пройдет просмотр фильма и его обсуждение, а затем на мастер-классах, которые будут проводить специалисты региональной организации, участники начальных и старших классов, родители, педагоги смогут погрузиться в атмосферу новых чувств и ощущений, позволяющих заново открыть безграничный мир людей с ограниченными возможностями.
Совместно с региональной организацией мы делаем одно большое общее дело, закладывая в сердца воспитанников и учащихся то важное и необходимое, без чего не может состояться личность, - доброту и безусловное принятие любого человека!

Елена ГАВРИЛОВА, педагог-организатор МСД №31,
Ольга ФРОЛОВА, педагог-дефектолог МСД