Только в совместной деятельности родителя и педагога у ребенка появляется полный спектр возможностей и перспектив развития. В конструктивном сотрудничестве может решаться ряд задач, таких как сотрудничество с производством и определение профессиональной траектории подростков, управление качеством питания в школьной столовой, а может, при желании и в школьном ресторане, открытие буфета и размещение в нем ассортимента продукции по проекту «Здравушка». Польза конструктивного сотрудничества - в оптимизации и расширении спектра объединений дополнительного образования, удовлетворении запросов самих родителей. В этом родитель мог бы проявить себя партнером. Взаимодействие с вузами таит в себе повышение качества образования обучающихся и повышение их мотивированности. Практически в каждой школе есть родители - сотрудники высших учебных заведений, НИИ и других научных организаций.
Главное - инициатива и понимающие коллеги по научному или преподавательскому цеху, которые поддержат ваши начинания. Скажу, что и в направлении юриспруденции и права школе иногда важны партнеры-родители как консультанты. И много чего еще - от контроля за ремонтными работами до помощи в организации театральных постановок, размещения статей в территориальных газетах и вестниках об образовательном комплексе и событиях в нем - мог бы сделать позитивный родитель-партнер, который строит будущее ребенка вместе со школой. Такой родитель выстроит сам и поможет выстроить другим родителям отношения с педагогами и классным руководителем, поможет в решении возникающих противоречий между учениками или их родителями.
Родители - партнеры школы, образовательного комплекса. Эта фраза снова бежит из уст в уста, но перестроить отношения и бездеятельность ей не дано. Не чувствуют пока некоторые родители в себе сил, энтузиазма к изменениям. Так и будут они сдавать в школу и забирать свое чадо, не углубляясь в подробности. В школе всему научат, воспитают, в музей сводят. Что еще нужно? На минуточку надо не забыть, чтобы в 11-м классе сдал экзамен и поступил. Куда? «Говорю же, - отвечает родитель, - чтоб просто поступил». Ну а педагоги, коллектив, в чем ребенок успешен, как у него со сверстниками дела? Спросим у ребенка - что расскажет, тем и довольствуемся. Этот тип родителей не отвечает в группе на предложение сходить классом в субботу в парк, театр, планетарий. И сам не пойду, и ребенку нечего там делать. С такими родителями каши не сваришь. Но есть в них потаенное в глубине души чувство и желание иногда примкнуть к позитивно активным. Главное - подойти к ним и обратиться с одной просьбой, с которой более никому не справиться, один раз оказать помощь. И вот точно можете рассчитывать: «невидимый» партнер уже стоит напротив вас. Слова благодарности не забудьте...
Родители - партнеры школы, образовательного комплекса. И «в третий раз он бросил свой невод, пришел невод не с тиной морской», но и не с золотой рыбкой. Родители-активисты. Они тоже считают себя партнерами школы, но только в их понимании партнер - это клиент. Они клиенты, контролирующие, реагирующие, управляющие. Кем? Несбыточная мечта или пагубная привычка - людьми. Но управление - это процесс, ведущий к совершенствованию деятельности и контролируемый, а вот манипуляция людьми, другими родителями, педагогами - это другой процесс. «В школе плохо кормят!» - «Почему вы так решили?» - «Вижу». - «Вы участвуете в проверках питания?» - «Нет, но вижу». - «Питание сбалансировано, дети съедают все». - «Конечно, ведь они голодные». Такому родителю мы говорим: «Хотите, мы вас включим в комиссию по контролю за питанием, и вы будете знать о питании все». Но ему это не нужно, так как тогда у него не будет проблемы, а именно она нужна как точка опоры. Нужно не ее решение, а ее наличие. Не такой педагог, не такие объединения допобразования, не так объясняют, не так оценивают, не так воспитывают. А если мне что-то не понравилось, то я сразу напишу, напишу, да, напишу. А вы везде так себя ведете - в МФЦ, в поликлинике, в магазине? Оказывается, нет, только в школе. Почему? Ведь вы партнеры современной школы, партнеры тех, кто рядом с вашими детьми в течение 6-10 часов.
Какие же мы все, родители, разные - умные, грамотные, эффективные, трепетные, тревожные, сомневающиеся, добрые, сочувствующие, требующие, настаивающие, переживающие, грозящие, злопамятные.
Что делать? Что делать нам? Что делать нам, родителям? Что делать нам, семье и школе?  Учиться и сотрудничать. Учиться сотрудничеству, учиться решать проблемы, а не лелеять их, обращаться за консультацией, если вы что-то не понимаете в процессах, происходящих в современной школе. Нужно учиться быть надежным партнером!
Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования города Москвы бережно относится к выстроенным отношениям с родителями образовательных комплексов. К примеру, возьмем МСД №31, председателем которого является директор школы №1579 Марина Феликсовна Кудинова. Межрайонный совет директоров, видя в нас потенциального партнера, сподвижника, очень эффективно взаимодействует с Экспертным советом родительской общественности. Помним первую встречу, которая длилась около часа, на которой были заданы все интересующие вопросы, определены векторы сотрудничества, совместной деятельности на прошлый учебный год. После этого было еще 4 приглашения на заседания. Итоги взаимодействия не заставили себя ждать.  Родители активно включаются в работу, участвуют в акциях, круглых столах, приезжают на родительские онлайн-заседания, в том числе и с выступлениями, публикуются в журнале «Управляющий совет». Что интересно, сами звонят в ЭКС РО при ДОгМ и задают вопросы, пытаются разобраться в ситуации, поднимают уровень своей осведомленности о современной системе образования. Многие родители обучающихся включаются в работу управляющих советов, в работу комиссий и рабочих групп. Это позитивная тенденция. Образовательные организации МСД №31 на 100 процентов включились в сотрудничество с ЭКС РО при ДОгМ по многим направлениям, в том числе по проведению разъяснительной работы членами ЭКС РО при ДОгМ. Грамотно составленные планы сотрудничества с каждой образовательной организацией дают возможность системно осуществлять тематические встречи с родителями всех ступеней обучения в направлении сотрудничества со школой и воспитания детей. Эта деятельность позволяет вести работу с родителями, узнавать их потребности, предоставлять им возможность обращения за помощью в различных ситуациях. Мы рады, что родители, педагоги, администрация доверяют нам. Такие отношения повышают уровень осведомленности, культуры общения и создают позитивные традиции. Комиссии по профилактике негативных проявлений управляющих советов школ МСД №31 готовы к проведению обучения родителей членами Экспертного совета по нескольким направлениям. Это еще более усилит эффективность нашего взаимодействия. Проекты ЭКС РО при ДОгМ рождаются и продолжают свою жизнь. Члены клуба «Профессионал» уже побывали на этой территории, встретились с учениками и заслужили свой позитивный отклик. Но это только первые встречи. Фестиваль «Наши общие возможности - наши общие результаты» - еще одна площадка для общения членов ЭКС РО с родителями обучающихся. «Друзья по кухне» - проект, который развивается и в котором важно участие родителей. А сколько проектов еще «на карандаше»!
Сотрудничество распространяется и на педагогический коллектив. Ведь педагоги - родители вдвойне, они ответственны за своих и наших детей. Для них важны и профессионально интересны критерии эффективного взаимодействия с родителями. А кто, как не мы, члены ЭКС РО, может рассказать об ожиданиях родительства от сотрудничества с педагогами, классными руководителями.
Чем эффективнее налажено наше сотрудничество со всеми участниками образовательных отношений в современном комплексе, тем больше среди ваших родителей тех, которые хотели бы найти сферу, вектор, в рамках которого они смогли бы стать партнерами современной школы.

Ольга ГАЛУЗИНА, заместитель председателя Городского экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования города Москвы