Решили начать со старейшего учителя, работающего в нашей школе. Тамара Васильевна Севастьянова преподает физику с 1961 года. Каких только экзаменов не было на ее веку! Тамара Васильевна поделилась с нами потрясающей информацией: она сама прошла независимую диагностику в форме ЕГЭ по физике и показала нам сертификат, подтверждающий, что она набрала 98 баллов. Как мы считаем, это просто прекрасный результат. Мы, наверное, и не задумывались никогда о том, что привычный нам учитель обладает такими потрясающими знаниями, ведь физика на самом деле очень сложный предмет.
Мы задали Тамаре Васильевне всего один вопрос, и нам было действительно интересно и приятно услышать ответ, ведь он оказался очень искренним и честным.
- Тамара Васильевна, вы, учитель, выпустивший уже не одно поколение одиннадцатиклассников, пошли сдавать ЕГЭ, почему? Ведь нет сомнения в знаниях и способности учителя подготовить к экзамену, если выпускники справляются с ним!
- Мне хотелось почувствовать атмосферу экзамена и справиться со своим волнением. Ведь важно побывать на месте ребенка, важно не только уметь хорошо решать задачки, но и узнать все сложности, с которыми сталкиваются дети во время ЕГЭ.
С вопросами по теме мы обратились к ученикам и выпускникам школы:
- Необходимо ли сдавать ЕГЭ учителям?
- Я думаю, что это пустая трата времени, - ответил выпускник 2014 года Денис Войнов. - Чтобы проверить знания учителя, существуют переаттестации всякие. А в ЕГЭ преподаватель должен только разбираться, чтобы правильно подготовить детей.
- Да, если его предмет тоже сдается в ЕГЭ и он сам готовит к ЕГЭ, - сказала выпускница 2014 года Ольга Доброхотова. - Потому что надо быть уверенным, что педагог в состоянии подготовить детей к экзамену.
- Мне кажется, что учителям надо писать ЕГЭ, - считает ученик 8-го «Б» класса Марат Габидуллин, - так как это только подтвердит их квалификацию.
- Я считаю, делать ЕГЭ обязательным для учителей не нужно, - высказывает свое мнение ученица 7-го «Г» класса Полина Малахова. - Если вводить ЕГЭ для учителей, то проводить его добровольно, чтобы учителя имели право отказаться. Учителей, на которых ученики не жалуются, не стоит проверять.
- Каждый учитель должен почувствовать все трудности ЕГЭ на себе, - не согласен с ней ученик 11-го «А» класса Дмитрий Емельянов, - в том числе и психологическое состояние, в котором будут находиться его ученики, и сделать все, чтобы помочь ребятам справиться со стрессом. Это должно помочь педагогам сформировать правильную методику обучения. Учителя, сдавшие свой предмет на высокий балл, имеют больший авторитет среди учеников.
- Нет нужды вводить ЕГЭ для учителей, - спорит с ним ученица 11-го «А» класса Виктория Романова. - В нем просто нет необходимости. В силу своей профессии учителям приходится много времени проводить на работе, они обязаны посещать множество разных курсов. Я не вижу смысла в том, чтобы им пришлось тратить время еще и на сдачу ЕГЭ.
- Думаю, что да, нужно, - размышляет ученик 10-го «Б-1» класса Денис Фомин. - Учителю не помешает самотестирование. На мой взгляд, если учитель будет сдавать ЕГЭ, то ему будет легче подготовить ученика к экзамену.
- Нет, не нужно, учителя и так достаточно загружены, - резюмирует мама ученика 8-го класса Юлия Пупонина.
- Сдавать ЕГЭ учителям необходимо для оценки своих способностей и возможностей, - уверена мама ученика 8-го класса Владлена Габидуллина.
- Равен ли вклад учителя результату ученика на ЕГЭ?
- С одной стороны, да: учитель должен правильно донести информацию до ребенка, убедиться, что ребенок понял, - размышляет мама ученика 8-го класса Юлия Пупонина. - Но, с другой стороны, у детей все-таки разные изначальные навыки, умения, разный интеллект, и у одного и того же учителя могут быть как двоечники, так и отличники, не потому что учитель как-то не донес, а потому что ребенок не смог воспринять информацию.
- Естественно, от педагога очень многое зависит, - убеждена выпускница 2014 года Ольга Доброхотова. - Но выше головы ребенок все равно не прыгнет. Все равно есть предел умственных способностей. А вот степень достижения этого предела зависит уже от педагога.
- На 70 процентов равен, - считает мама ученика 8-го класса Владлена Габидуллина, - так как результат зависит не только от учителя, но и от способностей ребенка и контроля родителей.
- Я думаю, что да, но не полностью, - говорит ученик 9-го «А» класса Магомед Пугиев. - Но также ученику необходимо внимательно слушать учителя, делать домашнее задание, не лениться, и необходим контроль родителей.
- Только ли от учителя зависит результат ученика на ЕГЭ?
- Не думаю, что только от учителя зависит результат, - пожимает плечами ученик 10-го «Б-1» класса Денис Фомин. - Ученик может сам подготовиться...
- Результат зависит не только от учителя, - выражает свое мнение мама ученика 8-го класса Владлена Габидуллина, - но и от способностей ребенка, и от контроля родителей.
- Результат зависит еще и от врожденного интеллекта, талантов, способностей ученика, - говорит мама ученика 8-го класса Юлия Пупонина.
- Думаю, что нет, - констатирует ученик 8-го «Б» класса Марат Габидуллин. -  Ученикам надо больше самим учиться, а не только в школе. Самому для себя кучу домашних заданий делать.
- Ну соответственно не только от учителя, - высказывается выпускница 2014 года Ольга Доброхотова. - От ребенка, родителей, возможностей изначальных, от учителя зависит на 50 процентов. Другие 50 процентов - самоподготовка.

Мы опросили старшеклассников школы:
- Что вы скажете об учителе, если узнаете, что он нашел время и сдал ЕГЭ по своему предмету?
Положительные мнения (это хорошо): 80 процентов.
Отрицательные мнения (учитель не обязан тратить свое время/в этом нет необходимости): 5 процентов.
Все равно: 15 процентов.
Полученные комментарии:
- преподаватель ответственно относится к своему предмету;
- я ничего не скажу, просто он поднимется в моих глазах;
- учитель старается быть с нами на одной волне, он узнает задания, через которые проходят его ученики;
- учитель не обязан сдавать ЕГЭ в свое свободное время;
- это очень хорошо, но мне, по сути, все равно.
- Что вы подумаете о своем учителе, если узнаете, что он предпочитает не говорить свой результат ЕГЭ?
Это плохо: 50 процентов.
Все равно: 25 процентов.
Это личное дело учителя: 25 процентов.
Полученные комментарии:
- это его право - разглашать результаты или нет;
- наверное, он плохо написал экзамен;
- это его выбор. Может говорить, а может и нет;
- значит, боится сказать результат, видимо, он не очень хороший;
- я думаю, это не наше дело. Да и мне, правда сказать, все равно.
- Что вы подумаете, если узнаете, что он сдал ЕГЭ по своему предмету на 75 баллов?
Учитель плохо знает свой предмет: 42 процента.
Все равно: 10 процентов.
Есть, к чему стремиться: 10 процентов.
Это ничего не значит: 38 процентов.
Полученные комментарии:
- буду еще больше уважать своего учителя;
- буду рад за него, это достаточно хороший результат;
- ну, наверное, учитель был невнимателен или неправильно понял некоторые задания, но это не так уж и плохо;
- как по мне, это не очень высокие баллы для учителя;
- примерно такой результат будет и у меня.

По результатам опросов можно сделать вывод, что однозначного мнения по стоящему вопросу не существует. Одни ученики и родители, считающие, что сдавать ЕГЭ учителям не нужно, всецело доверяют им, не подвергают сомнению их квалификацию. Однако другая часть участников анкетирования не считают, что педагогов стоит проверять на знания, но они хотели бы, чтобы педагоги просто поделились психологическими навыками преодоления стрессовой ситуации, а именно сдачи ЕГЭ, помогли своим ученикам в подготовке к этому действительно решающему судьбу экзамену. Ведь если ребенок понимает, что его учитель справился с этой важной задачей (хотя учитель, между прочим, такой же человек, как и он), то это, безусловно, мотивирует идти дальше ему самому. Несмотря на разделение мнений, большинство учеников уважают своих учителей за то, что они решились на сдачу ЕГЭ, однако считают, что учителю подобает иметь высокие баллы, как на самом деле и должно быть. Но ведь понятно, что учителя тоже люди, они могут допускать ошибки, точно так же, как и все мы.

Нигина МУХИТДИНОВА,
ученица 10-го класса;
Алена ГОЛЫШЕВА,
ученица 11-го класса;
Евгения ЛЕВКИНА,
ученица 11-го класса