- Наталья Игоревна, скажите, существовала ли проблема нехватки мест в детских садах в недалеком прошлом?
- Посмотрим цифры. В 2004 году муниципальная сеть составляла 225 дошкольных учреждений - это 30 тысяч мест. В 2016 году функционировали уже 412 детских садов: 430 зданий, 72,5 тысячи мест. Доступность дошкольного образования является одним из приоритетных направлений деятельности администрации Екатеринбурга. В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года все дети в возрасте от 3 до 7 лет, проживающие в городе, обеспечены местами в дошкольных образовательных организациях.
До конца 2017 года планируется ввести еще 775 мест за счет строительства двух новых зданий в микрорайонах Академический и Солнечный и возврата в сеть муниципальных детских садов ранее перепрофилированного здания после капитального ремонта в Кировском районе. Правда, количество садов как юридических лиц в нынешнем году сократилось за счет присоединения к другим.
Три общеобразовательные школы имеют в своем составе дошкольные отделения или группы. Также в Екатеринбурге функционируют четыре областных дошкольных образовательных учреждения для 370 детей и 36 негосударственных ДОО, которые посещают около 3000 воспитанников.
- Если мест хватает, почему же до сих пор немало семей, которым приходится не водить детей в садики, а возить, и достаточно далеко?
- Проблема шаговой доступности до сих пор существует. Ее решение - перспектива ближайших лет.
Важно добавить, что при таком глобальном развитии сети детских садов, какое наблюдалось последние 15 лет, все объекты оснащались современным технологическим и игровым оборудованием. С 2016 года в Екатеринбурге реализуется пилотный проект «Модель развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольной организации», в котором участвуют три детских учреждения - №25, 80, 152.
- Наталья Николаевна, расскажите, пожалуйста, об основных содержательных тенденциях дошкольного образования.
- Одним из самых сложных стратегических ориентиров государственной политики в области дошкольного образования является связь науки и практики.
Дошкольное образование рассматривается сегодня как одно из условий повышения качества последующих уровней образования. Привлечение науки в практику начиная с дошкольного образования - это один из путей повышения качества образования и, если можно так сказать, бренд системы общего образования Екатеринбурга.
Педагоги дошкольных организаций Екатеринбурга сегодня являются слушателями курсов в Уральском федеральном университете и в Уральском педагогическом университете - самых активных социальных партнерах системы образования города. Департаменту образования удалось выстроить сотрудничество с ведущими научными школами в области дошкольного образования. Это уральская, московская, пермская педагогические школы периода детства. За последние шесть лет было разработано и реализовано 9 крупных проектов и программ. Научным руководителем каждого проекта выступали представители одной из вышеперечисленных научных школ. Велась системная работа со всеми педагогическими коллективами - участниками проекта с входной и итоговой экспертной оценкой результатов деятельности.
Результатом взаимодействия науки и практики стало развитие инновационного движения в дошкольных учреждениях.
Количество детских садов, использующих девайсы в образовательном процессе, выросло в два раза: с 29 в 2013 году (это было всего лишь 7,7% от общего количества МДОО города) до 67 в 2015 году. В 32 дошкольных организациях техническая оснащенность (роботы, наборы конструкторов «Лего» и «Тико», интерактивные доски, ноутбуки) увеличилась на 20%. В 49 детсадах созданы лего-комнаты. 5 садов стали участниками международной научно-практической конференции «Инновационные решения в образовании: от школы к производству».
В феврале 2017 года 20 детских садов города приняли участие в выставке «Техноночь». На площадке был представлен уникальный мир - «Фэнтези-бург», созданный с помощью различных техник конструирования - от бумагопластики до лего-технологий. Для детей и взрослых были предложены экскурсии по городу творчества, в котором разместились «Зоо­парк пяти континентов», железнодорожный вокзал и аэропорт, экозона, квартал Добрых дел, город в городе Лилипутия.
Екатеринбург стал площадкой для проведения первого фестиваля детского изобретательства, в финальном - презентационном - туре приняли участие почти двести юных жителей Екатеринбурга.
В результате можно говорить о создании имиджа города Екатеринбурга как площадки для мероприятий всероссийского и международного уровней по вопросам развития дошкольного образования. Это проведение Евразийского конгресса; образовательный тур «Детская Академия изобретательства», в котором участвовало большое количество педагогов из разных регионов Российской Федерации; инициировано и вынесено на обсуждение создание Межрегиональной ассоциации педагогических работников дошкольного образования на базе нашего города, подобного опыта в России, насколько мне известно, пока нет.
- Кто работает сегодня в дошкольных учреждениях?
- Это около 5 тысяч педагогических работников. Все с профессиональным образованием. Сто процентов педагогов-«дошкольников» за последние два года прошли курсы повышения квалификации. Расшился диапазон профессиональных конкурсов для данной категории педагогов: городской конкурс «Воспитатель года», городской фестиваль детско-родительских команд «Юный архитектор».
Впервые в 2017 году проводится конкурс для руководителей муниципальных дошкольных образовательных организаций «Руководитель дошкольной образовательной организации».

Екатеринбург