Символично, что вместе с днем рождения Даля - 22 ноября - в России отмечается ежегодный День словаря. По всей стране проходят образовательные и просветительские мероприятия, которые связаны с использованием словарей в образовательном процессе. И об «отце-основателе», конечно, не забывают.
А накануне Дня словаря-2017 в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора состоялся тематический круглый стол. Рассмотрели словарь и его роль в интеллектуальной культуре России со всех сторон.
Главным образом экспертов волновали следующие вопросы: как пользоваться словарем? как среди пугающего множества словарей выбрать нужный? и даже - а что, собственно, такое - словарь? Вспомнили знаменитое определение Вольтера: «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке».
Мария Каленчук, доктор филологических наук, профессор по специальности «русский язык», директор Института русского языка им. В.В.Виноградова, заведующая
отделом, заместитель председателя ученого совета, - человек, неравнодушный к судьбе словаря в России, - первой высказывала свое экспертное мнение. Марию Леонидовну несколько пугает легкость, с которой в нынешнее время любой из нас может достать информацию в том же Интернете. Проблема в том, что далеко не всегда информация будет качественной и достоверной. Кто-то жестко, но справедливо назвал Всемирную сеть «свалкой словарей». И потому погуглить не вариант.
Все это следствие. Корень зла в неимении определенных критериев получения информации. А при нынешнем разнообразии словарей (Мария Леонидовна отметила, что их количество вызывает растерянность даже у филологов с лингвистами) корень лишь разрастается.
Тем не менее эксперт отмечает: «Словарей должно быть много. Это нормальное положение дел, потому что словари описывают совершенно разные аспекты русского языка». Другое дело - должно быть много качественных словарей.
Пойдем от обратного. Какой он - плохой словарь?
Мария Леонидовна выделяет следующие критерии:
√    Совершенно не адаптирован к той аудитории, на которую нацелен. Вспоминается знаменитое: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». Получается, правда, наоборот. «Написано так, будто ученики дебилы», - без стеснений сказала Мария Каленчук. Сюда же она отнесла проблему правильного подбора слов. Зачем ребенку, негодует Мария Леонидовна, слово «трактор» в школьном словаре? Или «автомобиль»? Ребенок что, не знает, что такое трактор и автомобиль? Учебные словари, которые и так крайне ограничены в количестве слов, предоставляют детям ненужные знания. В словари, продолжает эксперт, должны попадать только те слова, которые представляют реальную трудность для ребенка.
√    Многие словари утратили свою актуальность. Тем не менее их до сих пор используют на уроках. Мария Леонидовна с ужасом обнаружила, что в некоторых региональных школах до сих пор в ходу орфографический словарь П.А.Грушникова, по которому она сама училась еще в 60‑х. Без комментариев.

По мнению эксперта, чтобы словарь мог стать полноценным инструментом учебного процесса, дети должны испытать в словаре реальную нужду. А для этого, в свою очередь, ребенку необходимо столкнуться с проблемой, которую ему придется осознать и прочувствовать. Современные учебники, не важно, в печатном или электронном виде, требуется составлять так, чтобы на каждой странице невозможно было выполнить то или иное задание, не заглянув в соответствующий словарь. Иначе говоря, необходимо создать такую ситуацию, когда без словаря просто не обойтись. Мария Леонидовна уверена: постепенно это перерастет в привычку.
Ее предложение предполагает, что каждый ученик должен быть обеспечен словарем. Каждый. Эксперт подчеркивает индивидуальность пользования подобными книгами. Если в руках ребенка не будет словаря, то и говорить не о чем.
Константин Деревянко, председатель комитета по связям с государственными и общественными организациями, библиотечным сообществом Российского книжного союза, генеральный директор некоммерческого партнера «Родное слово», продолжил беседу. Вспоминает: в свое время словари попали в раздел справочных, не обязательных учебных материалов. Вероятно, с того момента и появилось халатное к ним отношение. А может быть, продолжает эксперт, все куда прозаичнее: не каждая школа могла позволить себе закупать словари.
Предположим, учебным учреждениям выделят достаточное количество денег на закупку словарей. Закупят. Прослужат они пару лет, а то и меньше: язык - он живой, он не станет подстраиваться под нужды конкретной школы. Словари придется менять. Но будут ли дополнительные средства в тот момент? Что делать, если нет?
Константин Деревянко считает: необходимо и дальше работать над единым речевым режимом… или языковым эталоном. Он и должен стать основой хорошего словаря. При этом в словаре должна быть учтена текучесть русского языка.
Обозначил две серьезные проблемы Владимир Пахомов, доктор филологических наук, главный редактор портала ГРАМОТА.РУ. Первая проблема - даже высококлассному специалисту порой не отличить хороший словарь от плохого. Очевидно, что рядовой пользователь в принципе не видит между ними разницы. Впоследствии высока вероятность, что он приобретет не самую качественную продукцию. Вторая проблема - неумение пользоваться словарем. Многие не понимают, как его правильно читать, а ведь это самые азы. Владимир Маркович видит решение второй проблемы в проведении занятий, где учеников учили бы работать со словарем. И вроде бы очевидные вещи, а их придется повторять снова и снова.
Вита Кириченко, директор гимназии №1520 им. Капцовых, отметила, что привычку пользования словарем важно сформировать как можно раньше. «Это архиважная задача», - добавила гостья круглого стола. В противном случае все будут гуглить.
Сергей Богданов, исполняющий обязанности ректора Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, в онлайн-трансляции из Санкт-Петербурга заявил, что «сейчас наступила эпоха словарей». С ним, впрочем, согласились все присутствующие.
Думается, если согласятся и остальные - простые жители нашей страны, не эксперты, - словарей действительно ждет невероятный взлет. Даль говорил: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш». А где, как не в словаре, хранится далевский родник? День словаря призван напомнить, что «родник» нужно беречь от «засухи» и постоянно наполнять его новыми «водами».
Также во время круглого стола показали довольно интересный ролик. Он был снят школьниками, которые проверяли своих сверстников на предмет знания «языка Пушкина».
Помните знаменитый отрывок из «Евгения Онегина»?
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Учеников младшей и средней школ спрашивали, известно ли им значение «проблемных» слов из фрагмента.
На вопрос, что такое «кибитка», отвечали - «что-то типа кофточки». «Ямщик» оказался растением, а «тулуп» - местом, где проходят дискотеки. Ну а «облучок» - это, оказывается, облачко.
А сможете ли вы, дорогие читатели, без помощи словаря объяснить значение этих слов?