- Светлана Юрьевна, какие добрые традиции поддерживаются в лицее и что нового появилось здесь с вашим приходом?
- Созданный Антониной Семеновной лицей всегда и во всем был первым - у нас всегда был особый лицейский дух, «святое братство». Наше учебное заведение не сразу стало носить имя А.С.Пушкина, оно появилось в 2005 году, но это имя с самого открытия и по сей день является для каждого лицеиста и учителя самым дорогим. Кроме этого, лицей первым из учебных учреждений в Брянске ввел лицейскую форму - особые жилеты и галстуки. Эта традиция жива, и я поддерживаю ее. Время идет, и все меняется, но остается дух лицея: быть лучшим, быть успешным, быть первым…
Лицей еще молод, ему 27 лет. Но уже есть первые его ветераны, о которых нужно помнить и заботиться, и не только приглашать на праздники, что тоже важно, но и вовлекать их в лицейскую жизнь, чтобы они чувствовали себя нужными, ведь за их плечами - огромный опыт. Одна из моих инициатив - призыв поделиться этим бесценным опытом - написать методические пособия, брошюры, а может быть, и мемуары. И уважаемые всеми учителя откликнулись на просьбу, хочется сказать им за это большое спасибо. Так, заслуженный учитель РФ Надежда Пузанова проработала в лицее много лет, создала прекрасное методическое пособие «Связный текст на уроках русского языка». Теперь эта книга стала хорошим подспорьем для многих учителей не только лицея, но и города Брянска. Свою книгу выпустила и презентовала долгое время работавшая в лицее завучем Мария Лещенко. Высокую оценку дали этому пособию учителя, им пользуются многие ученики. Этот дидактический материал - эффективный тренажер в повышении грамотного письма.
С моим приходом была расширена система воспитательной работы. Появился оркестр духовых инструментов, которым руководит Василий Чирок. Как приятно смотреть на ребят, которые за короткое время освоили музыкальные инструменты и теперь всегда открывают наши праздничные традиционные мероприятия и встречают самых дорогих гостей. В оркестре играют лицеисты из пансионата «Орбита», который был создан Антониной Курасовой для одаренных детей из области. Потом появились вокально-инструментальный и джазовый ансамбли.
На территории учебного заведения есть скверы и аллеи. Мы заботимся о них и стараемся пополнить новыми деревьями. Совсем недавно появились аллея 70‑летия Победы, аллея 25‑летия лицея, аллея Дружбы с МГУ и кедровая аллея Лучших учителей лицея, которую они высадили сами. Сейчас лицей превращается в культурный центр. Ухоженная территория, неподалеку разросшийся микрорайон и прогуливающиеся вечерами у лицея мамы с колясками. Есть у нас музейная комната, которую создала заслуженный учитель РФ историк Алла Селифонова. Она собирала материалы о 50‑й армии, которая освобождала Брянск, проводила встречи с ветеранами. Нашими учителями истории совместно с детьми создана карта партизанского движения.
В лицее есть и просторный Пушкинский зал, созданный Марией Лещенко, он пополняется к юбилею лицея новыми экспонатами. Мечта учителей - создать музей лицея. Мне хочется, чтобы все знали об Антонине Семеновне Курасовой. Часть музея хотелось бы посвятить ей и ее трудам. Вторую часть - нашим учителям. Третья составляющая - выпускники.
У нас высокопрофессиональный педагогический коллектив: 14 человек носят почетное звание «Заслуженный учитель РФ», 51 - «Почетный работник общего образования РФ» и 19 - «Отличник народного просвещения РФ», 7 педагогов имеют ученую степень кандидата наук, 30 - обладатели президентского гранта. С 1990 по 2017 год лицей окончили 4774 человека, золотыми медалями награждены 219 выпускников, серебряными - 438, медалями «За особые успехи в учении» - 161. Победителями и призерами международных предметных олимпиад стали 10 лицеистов, российских - 102 человека, окружных - 98 человек, областных - 854. Основной настрой лицея - это непрерывное обучение и образование учителей. Этому способствуют постоянные дистанционные курсы из Москвы, Санкт-Петербурга, курсы БИПКРО.
- Трудно ли обычному школьнику стать лицеистом?
- Обучение в лицее начинается с 5‑го класса. Вторая волна учеников приходит в 8‑й класс, третья - в 10‑й. Характерной особенностью образования в лицее является ранняя профилизация, которая начинается с 8‑го класса. На всех ступенях обучения осуществляется изучение иностранных языков, информатики и ИКТ на повышенном уровне. Сейчас в 39 классах обучаются 1200 учеников. Профили лицея - физико-математический и химико-биологический, социально-экономический, гуманитарный, информационно-математический, академический. До 2003 года в лицее обучались только дети из Брянска, но с введением в строй комфортабельного общежития на 140 мест для одаренных детей (пансиона «Орбита») в лицее стали обучаться школьники из районов области.
Школьники поступают к нам по собеседованию, проверяются их знания по русскому, математике, английскому языку, ребята пишут особый диктант на проверку одаренности и интеллекта. Много детей из мало­обеспеченных и многодетных семей.
- В рамках договора о сотрудничестве между МГУ имени М.В.Ломоносова и Брянским городским лицеем действует выездная школа. Расскажите о ней.
- Выездная школа охватывает все профили лицея. Усилено внимание к физико-математическому и естественно-научному направлениям. Сегодня лицей занимается по учебнику химии, написанному авторским коллективом МГУ.
Во время работы выездной школы читаются лекции по профильным предметам, проводятся тематические встречи и круглые столы с преподавателями лицея, индивидуальные занятия с олимпиадниками. В олимпиадах МГУ лицеисты показывают высокие результаты. С 1992 по 2017 год на 23 факультетах вуза обучались и продолжают обучаться более 350 выпускников лицея, многие стали кандидатами и докторами наук.
- Как вы понимаете слова «успешность» и «успешная школа»?
- Успешность - это раскрытие личностных качеств человека в нравственном и духовном плане, в науке и спорте. Личность должна быть свободной, незакомплексованной, уверенно раскрепощенной.
Успешная школа - та, которая дает качественные знания, раскрывает личность ученика.
Каждый ребенок ищет, пробует, чем бы ему заняться, а мы направляем его в этом поиске. Лицей - это живой организм, он не может быть вне общества. Не умея слушать музыку, не читая стихов, не погружаясь в мир театра, невозможно открывать что-то новое. Успешность сегодня создают и нанотехнологии, и классическое воспитание. Детям нравится открывать и искать...
- Трудное ли нынешнее поколение? Меняются ли дети?
- В романе «Мастер и Маргарита» Воланд сказал о том, что пришел посмотреть, изменились ли москвичи, и убедился, что нет. Не меняются и дети. Они так же проказничают, такие же любознательные. Они не становятся хуже или лучше. Они просто другие. У нас обучаются одаренные, мотивированные на учебу ребята. Мы гордимся своими детьми.

Брянск