Андрей вернулся в родной Красный Яр, чтобы работать в школе. Правда, сомневался - быть или не быть учителем. Профессию выбрал сознательно: ему всегда казалось, что педагоги - люди особенные, умеют организовать, наставить. Но… столько сказано, написано о том, как безрадостна и безденежна учительская доля. На пятом курсе попал на практику в хороший лицей, и сомнения отпали. Мог бы остаться в городе, но дело решила беседа с директором родной школы Любовью Юрьевной Ивановой. Сейчас, по его словам, процентов 70 школьных коллег - учителя, которые учили его самого.
- Хватит меня учить, - смеется он. - Теперь я и сам могу с ними опытом поделиться. Сотрудничаем, конечно, и они мне помогают, и я им. Когда пришел в школу, сразу дали наставника - учителя информатики Наталью Викторовну Ионину, как раз ту самую, из-за которой я пошел учиться информатике. И первый урок мы вместе подготовили, и тематические планы составили. Теория для меня самое утомительное занятие. Как и для детей, думаю. Стараюсь быть практико-ориентированным педагогом. Мы с ребятами никогда весь урок не пишем конспекты, я делю его на части - немного теории, побольше практики: садимся за компьютеры и решаем реальные задачи, занимаемся проектной деятельностью. Я для себя определил главную функцию - научить детей пользоваться офисными пакетами. Рассказываю основные понятия, составляем памятку и действуем. Ребенок с 90 процентов уроков выходит с продуктом, который сделал сам. Многие поначалу спрашивали, зачем им языки программирования. Это основа, она нужна, но ребенок должен понять на практике, для чего. Составляем простые программы, решая задачи из жизни.
Андрей Сергеевич преподает не только информатику, но и физику, и технологию… Нагрузка большая, но ему нравится. И времени хватает на все. Или почти на все:
- Не устаю. Мое диджейство - это хобби, которое помогает и в работе. Учитель - это же и артист немного. Хочется все попробовать. Но и упрекнуть себя есть в чем. Работаю и с одаренными, и с отстающими: на уроках, на переменах, через соцсети, сайт, электронный дневник. Но когда возникает непонимание, у ребенка пропадает интерес. И вот тут чувствуешь себя виноватым: а если бы ты с ним был рядом, наверное, смог бы объяснить лучше? Сейчас мой ученик занимается в дистанционной онлайн-школе одаренных детей, которую нынче открыли в Омской области, пытается все сам, но получается далеко не все. Вот и занимаемся вместе.
Чтобы у ребенка не пропал интерес, Андрей ищет новые пути, новые задачи для каждого.
- У меня был ученик, который не понимал, зачем ему составлять граф, - объясняет он. - Это такой способ определения отношений в совокупности элементов. Например, маршрут проложить, расстояние между населенными пунктами просчитать. Он не мог, не понимал, как и, главное, зачем ему это. Поговорили после уроков: оказывается, хочет быть дальнобойщиком. Вот мы и «отправились в путешествие» по разным городам. Ребенок должен понимать, для чего ему эта наука. Часто приходится ориентироваться на ходу. И это нормально, потому что урок без творчества - это скучно. Бывает, что мысль какая-то ночью приходит. Вскакиваю ни свет ни заря и переделываю все, что сделал с вечера. Когда ты видишь, что детям стало интересно, что ты смог их увлечь, столько эмоций!
Не успел Андрей поработать и месяц, как директор предложила ему стать классным руководителем. Он отказывался - опыта нет. «Возьми, - сказала директор. - Они тебя любить будут». И не ошиблась. Сейчас 9‑й «В» Феськова мучительно размышляет: как сделать так, чтобы не расставаться в конце учебного года?
- У меня 19 человек в классе, из них только 4 девочки. Из четырех девочек троих зовут Лерами. Ух, боевые! Мои лучшие помощницы, - восхищается Андрей Сергеевич. - А вообще каждый готов помочь, а главное - у каждого есть чему поучиться. Мы сразу договорились: сделал что-то не то, помогу исправить, и больше к этой теме не возвращаемся, старое не поминаем. Родители у меня все хорошие. Правда, поначалу спрашивали: «Когда вы их ругать начнете, надо построже». А зачем? Разумные же люди, просто не все знают. У меня другой метод: мы просто разговариваем. Каждый вторник у нас классный час, во время которого мы не заполняем дневники - завели электронный, распечатал, вклеил - и вся проблема. Говорим. О каких-то нравственных моментах, о том, как себя вести, о том, что важно в жизни. Когда вместе выходим на природу, выезжаем на пикники, тоже говорим. И родителям не устаю повторять: «Говорите, спрашивайте, интересуйтесь ребенком!»
Класс Андрея Феськова стал родоначальником уроков внезапного добра. Книги, фильмы он подбирает такие, чтобы ребятам захотелось действовать: уступить место старшему, помочь младшему, поддержать слабого. Они не отчитываются о свершенном, но прописывают то, что сделали, - создают алгоритмы добра, которое потом будут творить уже автоматически, не задумываясь. Пока такие уроки апробировались в 9‑м «В», но на следующий год этот опыт планируется внедрить во всей школе.
- Желание учиться, приходить в школу, да и делать добро зависит от уважения к человеку, - считает Андрей Сергеевич. - У меня правило - называть ребенка только по имени. Все полтысячи человек помню, потому что это важно. Режет ухо фамилия, а уж тем более приказное: «Ты, встал, пошел». Был недавно на одном мероприятии, педагог открытый урок давал. Очень хороший, интересный урок. Но учиться у учителя, который не знает, кто я и как зовут, мне бы не хотелось…
Феськов много учится сам, перенимает опыт других. И не только для себя. Он руководит районной лабораторией молодого педагога. Идея эта родилась в Омском областном институте повышения квалификации работников образования, где создали региональную лабораторию, подтянули районы.
- Год работали с коллегами из всей области над планом деятельности - хотелось сделать так, чтобы на этой площадке мы могли и учиться, и общаться, и проекты создавать, и опытом делиться. Очень важным нам показалось сблизить молодых и опытных педагогов. В нашем районе уже существовала школа педагога: и учителя, и методисты помогали новеньким. Но конкретных продуктов, по которым можно работать дальше, она не давала. Перестроили, начали действовать вместе с региональной лабораторией, воплощая на районном уровне и ее проекты, и свои. Разрабатываем различные проекты, участвуем в семинарах, конференциях, конкурсах. Сотрудничаем с учителями из других районов и регионов, представляем район на межрайонных и межрегиональных площадках. В прошлом году провели квест «Молодость плюс мудрость равно сила», чтобы объединить наставников, молодых специалистов и детей. Все-таки многие наставники и у нас в районе существовали больше на бумаге. Собрали молодых и наставников со всего района, смешали, разбили на команды, они бегали по станциям, узнавали историю Омска и в итоге составили карту достопримечательностей города. Впрочем, главный итог другой - они увидели друг друга, поняли, кто на что способен, узнали, что и у новеньких масса идей, не только у опытных. Зарядили друг друга энтузиазмом, сдружились. И это работает, это помогает! Когда вернулись в свои школы, уже вместе - молодой и наставник - провели мероприятия для детей. А в начале ноября на базе физкультурно-спортивного центра мы впервые организовали районный осенний бал своими, молодыми, силами при поддержке управления образования, конечно. Нас ведь немало - 40 молодых специалистов в районе, и все входят в лабораторию. И все можем, как выясняется! Трудно, конечно, встречаться, загрузка у всех серьезная, но стараемся. И группа в соцсетях есть, и страничка на сайте ИПКРО.
Любитель и победитель районных, областных молодежных педагогических конкурсов, Андрей Феськов не хочет участвовать только в одном, самом главном, как он считает, - «Учителе года»:
- Не дорос, многому еще надо учиться. Мне очень повезло - работаю вместе с учителем математики Татьяной Геннадьевной Глинщиковой, победителем областного тура «Учителя года». Потрясающий педагог! И конкурс отсматриваю обязательно - это колоссальный опыт! Но, мне кажется, его надо ограничить по возрасту. Жалко, когда стажисты выдают совершенно потрясающие вещи, но не проходят. Понимаю, хочется поощрить молодых, но, может, для нас лучше другой конкурс организовать?
Министром Андрей Феськов быть не мечтает. Говорит, что школа - это интересно. А самое интересное в ней - люди:
- Недавно ездил на II Межрегиональный форум «Молодой профессионал Сибири» в Томске. Первый день рассказывали, какие у них хорошие школы. И знаете, это было скучно. А на следующий повезли по тем же школам, где мы поговорили и с детьми, и с педагогами. Вот это дело, вот это жизнь!

Красный Яр, Омская область