В среднем она составит в 2018 году 10523 рубля. Во-вторых, глава государства заявил о продлении программы материнского капитала до 31 декабря 2021 года и введении дополнительных возможностей его использования. В том числе средства можно будет использовать на оплату услуг дошкольного образования, а точнее на уход и присмотр за ребенком уже с двухмесячного возраста. Будет расширено число регионов, которые получат софинансирование из федерального бюджета на выплату пособия на третьего ребенка. С 1 января 2018 года поддержку смогут получить 60 субъектов РФ. Для семей, в которых рождается второй или третий ребенок, будет запущена специальная программа ипотечного кредитования. Покупая жилье на первичном рынке или рефинансируя ранее полученные ипотечные кредиты, они смогут рассчитывать на субсидирование государством процентной ставки сверх 6% годовых (при рождении второго ребенка - в течение 3 лет с даты выдачи кредита; третьего ребенка - в течение 5 лет). Президент также поставил задачу ликвидировать очереди в яслях для детей от двух месяцев до трех лет: «Сделать это нужно как можно быстрее. Сейчас заявления поступили от родителей более 326 тысяч детей. Такое же количество ясельных мест запланировано создать в предстоящие два года». Кроме того, Владимир Путин призвал последовательно заниматься повышением доступности и качества медицинского обслуживания детей. Для того чтобы провести реконструкцию детских поликлиник, их капитальный ремонт и дооснащение оборудованием, по предварительным расчетам, потребуется более 50 миллиардов рублей. В ближайшие три года основную часть этой суммы, по 10 миллиардов в год, будет предоставлять федеральный бюджет.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая возглавляет Координационный совет, подвела итоги его работы за пять лет, а также обозначила основные приоритеты в рамках грядущего Десятилетия детства. С инициативами выступили и другие участники заседания. Так, депутат Ирина Яровая предложила с участием учителей-предметников сформировать обязательное приложение к школьным ФГОС под названием «Цивилизационное наследие России», чтобы каждый ребенок знал, «в чем источник национальной силы и славы Отечества». Правозащитник Светлана Агапитова - провести в этом учебном году во всех школах урок, посвященный Десятилетию детства. А главный редактор «УГ» Петр Положевец предложил поддержать создание детских СМИ, которые могли бы стать общественной трибуной для ребят. Подробнее о его выступлении читайте в ленте новостей на нашем сайте.

Совет Федерации призвал Правительство России увеличить ассигнования на создание новых мест для школьников. Обращение принято на заседании палаты 29 ноября. Как отмечают сенаторы, в регионах в 2016 году создано более 174 тысяч новых мест в общеобразовательных организациях. При этом количество обучающихся во вторую смену не только не сократилось, но увеличилось на 0,5% (с 1875,4 тыс. человек в 2016 году до 1885,5 тыс. в 2017‑м). В 2016 и 2017 годах из федерального бюджета на эти цели выделяли по 25 млрд руб., на 2018 год заложена сумма в размере 24,5 млрд. По мнению Совета Федерации, этого явно недостаточно для решения задач, поставленных президентом, а именно добиться того, чтобы все дети обучались в одну смену в современных школах, обеспеченных необходимыми видами благоустройства, в том числе санитарно-гигиеническими помещениями. Совет Федерации предложил Правительству РФ при уточнении показателей федерального бюджета в 2018 году рассмотреть возможность увеличения бюджетных ассигнований до 50 млрд руб. с целью перевода обучающихся из зданий школ со степенью износа 50% и выше в новые здания.

В Совете Федерации наградили финалистов Всероссийского конкурса социально активных технологий воспитания молодежи «Растим гражданина». Организатором конкурса, прошедшего при поддержке Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, выступило Минобрнауки России, а непосредственным исполнителем - Агентство социальных технологий и коммуникаций. По словам сенатора Елены Поповой, конкурс вызвал большой интерес педагогов. В целом было подано более 1300 заявок, 100 человек из 42 регионов стали финалистами и встретились в Москве на очных испытаниях. Победители определены в четырех номинациях: «Авторское мероприятие», «Деятельность общественного объединения», «Программа воспитания», «Социальное проектирование».

На коллегии Минобрнауки России рассмотрели задачи по развитию системы общего образования и повышению объективности оценочных процедур. Заместитель министра - руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов к зонам риска отнес недостаточную объективность проведения основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9‑х классах и всероссийских проверочных работ, проблемы с объективностью выдачи аттестатов с отличием и медалей «За особые успехи в учении», низкий уровень отдельных вузовских олимпиад школьников. Также он обратил внимание на проблему готовых домашних заданий, которыми пользуются ученики. Среди приоритетных задач, которые Сергей Кравцов обозначил на ближайшую перспективу, - повышение объективности всех процедур оценки образовательных результатов, формирование механизмов оценки деятельности директоров школ, восстановление методических объединений всех уровней, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации.
Заместитель министра Татьяна Синюгина отметила необходимость корректировки процедур оценки качества в связи с утверждением программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: «После актуализации требований ФГОС и примерных основных образовательных программ в части цифровых компетенций естественным образом встанет вопрос, каким образом оценивать степень их сформированности. Очевидно, что потребуется разработка принципиально новых контрольно-измерительных материалов, иных форм проведения итоговой аттестации. Причем необходимо модифицировать технологию сдачи экзамена в компьютерной форме не только по информатике и ИКТ, но и по другим учебным предметам». Также Татьяна Синюгина выступила на заседании с докладом о Концепции развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года.

Минобрнауки России подготовило для регионов разъяснения по изучению родных и государственных языков в школах, а также предложения по формированию на их основе учебного плана. Как отмечает пресс-служба ведомства, материалы составлены с учетом поручения главы государства по итогам заседания Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям 20 июля 2017 года о реализации принципа добровольности изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации. Министерством предложены новые возможности для преподавания и изучения государственных языков республик в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. При этом, как подчеркивают в ведомстве, учебные планы, используемые школами, должны обеспечивать возможность изучения государственных языков республик на добровольной основе, гарантируя право выбора родителей и учащихся. Напомним, вопрос об обязательном или добровольном изучении на­циональных языков вызвал широкую дискуссию в Татарстане. Остро отреагировали на ситуацию и в Чувашии: Совет старейшин республики обратился к Владимиру Путину с призывом защитить изучение чувашского языка в регионе.

Настоящее и будущее финансовой политики Минобрнауки России обсудили на семинаре-совещании в РУДН. Министр Ольга Васильева заявила о недопустимости гигантских разрывов в зарплате ректора и средних доходах преподавателей: «Мои коллеги, департамент контрольно-ревизионной деятельности, сделали уже целую подборку схем, как руководство вузов, повышая достаток отдельных приближенных преподавателей фактически не повышает зарплату педагогического коллектива». Ольга Васильева сообщила, что Минобрнауки России до конца года выделит свыше 2 млрд рублей для достижения значений зарплат педагогических и научных работников вузов, установленных в майских указах президента. На семинаре-совещании обсудили финансовую политику министерства в среднесрочной перспективе, новые подходы к формированию государственного задания и презентовали мобильное приложение «Личный кабинет ректора».

Рособрнадзор провел пилотное исследование компетенций преподавателей вузов. Около 200 добровольцев из 19 вузов страны сдали экзамен на уровень владения преподаваемыми программами. По данным ведомства, преподаватели экономических дисциплин справились с профильными заданиями наименее успешно. Макроэкономику сдали в среднем на 3,88 балла по пятибалльной шкале, эконометрику - на 3,63 балла, микроэкономику - на 3,13 балла. У юристов средний балл по дисциплинам «Конституционное право» - 4,67, «Гражданское право» - 4,54 и 4,28 - по уголовному праву. По направлению подготовки «Педагогическое образование» средний балл по дисциплине «Теория воспитания» составил 4,11, по дисциплине «Теория обучения» - 4,13 балла. Оценка проводилась в форме тестирования по специально разработанным контрольно-измерительным материалам. Отдельный пункт изучения - мнение самих студентов, для чего было проведено анкетирование на тему удовлетворенности качеством преподавания.