1. Создание современной образовательной среды для школьников
- В этом учебном году за парты сели 1,8 миллиона первоклассников, что на 110 тысяч больше, чем годом раньше, - отметила министр. - Согласитесь, цифры впечатляют. Но нужно помнить, что большинство российских школ расположены в сельской местности, причем многие из них давно не были на капитальном ремонте, в ряде регионов дети учатся не только в две, но даже в три смены. В этих условиях крайне важно обеспечить всем учащимся одинаковые условия для получения полноценного образования. Поэтому мы взяли на себя повышенные обязательства и возвели в 53 регионах 82 новые школы, которые смогут посещать 55 тысяч ребят - на 8 тысяч больше, чем планировалось изначально. Все эти образовательные организации оснащены новейшим оборудованием и инвентарем.

2. Доступное дополнительное образование для детей
По словам Ольги Юрьевны, этот проект предусматривал решение трех очень важных вопросов: создание инфраструктуры, подготовка кадров и методическое сопровождение деятельности работников отрасли. В этом году 9 ре­гионов получили субсидии на создание модельных центров дополнительного образования, которые вместе с сетью детских технопарков «Кванториум» стали площадками для подготовки специалистов, средоточием лучших программ и разработок по целому ряду направлений, а также центрами притяжения для одаренных школьников. Это в первую очередь касается тех ребят, у которых есть особые успехи в математике, так как без них невозможно обеспечить интенсивные темпы развития IT-индустрии, а также осуществить полноценный переход на цифровую экономику.
- Конечно, проблему кадров нельзя решить в один момент, - констатировала Васильева. - Поэтому мы задействуем потенциал студентов вузов, привлекая их для ведения занятий в учреждениях допобразования. Для них это, кстати, очень хорошая практика. Кроме того, мы все прекрасно знаем, какие замечательные люди работают в этой сфере, молодым есть с кого брать пример. Да, не у всех преподавателей кружков, воспитателей и руководителей секций есть педагогическое образование, но мы стараемся никого не наказывать за данный факт, а проводить переподготовку и переобучение сотрудников без отрыва от работы.

3. Рабочие кадры для передовых технологий
Как отметила глава Минобрнауки, в обществе явно изменилось отношение к рабочим специальностям. Неудивительно, что в этом году 59 процентов выпускников 9‑х классов предпочли продолжить обучение в ссузах, зная, что им гарантированы трудоустройство и хорошая зарплата. Далеко не последнюю роль здесь сыграли успехи наших ребят на международных соревнованиях профессионального мастерства WorldSkills и JuniorSkills (напомним, что на недавних испытаниях в Абу-Даби российские мастера завоевали 11 медалей разного достоинства, что позволило нашей сборной занять первое место в общекомандном зачете). Вполне закономерно и признание за нашей страной права проведения в 2019 году очередных международных соревнований WorldSkills, которые пройдут в Казани.
- У нас 242 колледжа получили право обучать ребят по международным стандартам WorldSkills, - рассказала Ольга Юрьевна. - Но мы, опираясь на Топ-50 перспективных профессий и специальностей, разработали и собственные профессиональные стандарты, по которым сегодня работают более 1000 ссузов и 58 вузов. За последние годы порядка 5000 мастеров производственного обучения прошли курсы повышения квалификации в соответствии с требованиями этих стандартов.

4. Вузы как центры пространства создания инноваций
- Изначально перед нами была поставлена цель: обеспечить устойчивую глобальную конкурентоспособность к 2018 году не менее 5, а в 2025 году не менее 10 ведущих российских университетов, - напомнила министр. - Но уже на сегодняшний день в Топ-100 лучших вузов мира входят 6, а в Топ-300 ‑ 13 высших учебных заведений России. Совсем скоро, в декабре, будет обнародован список 40 вузов, которые станут региональными центрами инновации. Хочу под­черкнуть, что изначально в конкурсе могли принять участие абсолютно все учреждения независимо от их принадлежности - военные, сельскохозяйственные, медицинские и так далее. Всего была подана 121 заявка из 30 регионов. Так что конкуренция будет достойная.
Ольга Васильева также напомнила, что в этом году решением кабмина за 19 вузами было официально закреплено право присуждать ученые степени. Это говорит не только о высоком уровне доверия к ним со стороны правительства, но и об отличном качестве подготовки научных работников.

5. Развитие экспортного потенциала российской системы образования
Как заявила глава Минобрнауки, это не только весьма перспективное направление, но и очень доходный бизнес, поскольку во всем мире люди едут в другие страны и тратят миллиарды на то, чтобы пройти там обучение в вузах или колледжах.
- Для примера: во Франции иностранные студенты только на авиа­перелеты тратят порядка 6 миллионов евро, при этом стоимость самого обучения, конечно же, значительно больше, чем стоимость авиабилетов, - сказала Васильева. - В нашей стране этот бизнес развит недостаточно, что довольно обидно, так как традиции и качество отечественного образования известны далеко за ее пределами. Тем не менее на сегодняшний момент в российских вузах проходят обучение 248 тысяч иностранных студентов из 177 стран мира. К 2020 году мы должны довести этот показатель до 710 тысяч. И у нас есть все шансы не только выполнить, но и перевыполнить план, поскольку интерес к нашим образовательным программам, методикам и технологиям очень велик.

6. Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации
В 2017 году было сделано очень много в плане изменения правовой базы, без чего было бы невозможно реализовать полноценное электронное обучение. 254 онлайн-курса получили сертификацию и помещены в электронную базу на портале «Открытое образование» (https://openedu.ru/), теперь по ним могут обучаться все желающие независимо от места нахождения. Это позволяет студентам не только крупных столичных, но и небольших региональных вузов изучать модули, необходимые им в рамках подготовки по той или иной специальности. После прохождения курса и сдачи экзамена студенту выдается полноценный сертификат, который должен быть учтен при его итоговой аттестации. Но, конечно же, онлайн-курсы ни в коей мере не подменяют живое общение с преподавателем, а расширяют его.
- Скоро в России откроется единый портал с онлайн-курсами, который будет работать в режиме «одного окна», - сообщила Ольга Васильева. - Мы планируем, что в итоге онлайн-курсы этого портала привлекут не менее 3 миллионов россиян. А пока рассчитываем на показатель примерно в 140 тысяч человек к началу 2018 года.
Кроме того, в конце 2018 года должен заработать уникальный проект «Российская электронная школа» (http://resh.edu.ru), который станет реальным помощником для учителей и учеников. Министр высказала отдельную благодарность мэру Москвы Сергею Собянину за то, что для реализации данного проекта за основу взята платформа «Московской электронной школы» (https://mes.mos.ru), которая была запущена в сентябре прошлого года.

фото автора