Впервые этот термин был упомянут в романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». В начале XX века потерянным поколением называли на Западе молодых ребят, которые вернулись с фронтов Первой мировой войны морально и физически искалеченными. Многие из них так и не смогли приспособиться к мирной жизни.
В конце прошлого столетия этот термин возник вновь и относился сначала к поколению 80-х, а потом и 90-х годов. Звучит он и сейчас - старшее поколение обвиняет подрастающее в эгоизме, равнодушии, цинизме и немотивированной агрессивности, которые сегодня широко распространены в молодежной среде.
Еще одна серьезная претензия к нынешнему «потерянному поколению» - отсутствие патриотизма. Раньше военно-патриотическим воспитанием молодежи занимались пионерская и комсомольская организации, но в последние десятилетия эти традиции были практически забыты.
Сегодня современному обществу, как никогда, нужны патриоты - интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов. Поэтому о патриотизме и важности военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения говорят все чаще, а любовь к Родине становится мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании.
Огромную роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи, без сомнения, играют средства массовой информации. Те, кто занимается выпуском школьных газет и руководит ими, прекрасно знают, что школьные издания - это издания особые. Они радикально отличаются от тех красочных и глянцевых изданий, которыми завалены сегодня прилавки газетных киосков. Далекие по форме от совершенства и зачастую наивные по содержанию, они рассказывают о жизни школы, сообщают новости, которые бывают гораздо важнее пустой информации в глянцевых журналах. Миссия школьных изданий совершенно иная - просветительская и воспитательная. И самый важный результат работы школьных редакций заключается не в стопках свежих выпусков газет или журналов, а те качественные изменения, которые происходят с теми, кто их создает и кто читает.
По своей сути любое школьное печатное издание является творческой лабораторией, в которой происходит то, о чем когда-то говорил Адольф Дистервег, - «связывание знаний и умений» подростков. Здесь на основе самостоятельной работы и практического изучения технологического процесса создания печатного издания моделируются условия для развития творческих способностей будущих «акул пера». Здесь создается уникальная творческая обучающая среда, которая помогает будущим журналистам систематизировать и закреплять приобретенные ранее профессиональные умения и навыки; стимулирует их интерес к развитию интеллектуальных способностей и активную мобилизацию творческих сил. Обучающий результат такой работы выражается в накоплении школьником фактического материала и профессионального опыта.
Воспитательное значение любого школьного издания огромно, но оно заключается не только в стимулировании познавательной активности подростков, в развитии их самостоятельности и ответственности за ход и итог коллективной работы, в формировании умения преодолевать трудности, в профилактике и изживании уже сложившихся личных подростковых комплексов. В процессе коллективной работы над школьной газетой формируется личность подростка, закладываются нравственные ценности и ориентиры, в том числе и любовь к Родине.
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотизм - это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Это и любовь к родителям, к друзьям, к родным местам, к своей школе.
Патриотическое воспитание в любой школьной газете охватывает и самих будущих журналистов, и их читателей. Самостоятельно работая над материалами о школьных музеях боевой славы, о встречах с ветеранами и героями войны, о работе военно-патриотических кружков, старшеклассники учатся извлекать и отбирать факты, работать с различными источниками информации, делать собственные обобщения и выводы, давать объяснения, использовать и излагать полученную ранее информацию, письменно формулировать свои мысли. Такой метод самостоятельной работы не только позволяет сделать процесс обучения будущих журналистов живым и увлекательным, но и воспитывает чувство патриотизма.
Статьи в школьной газете воздействуют на читательскую аудиторию гораздо сильнее, чем публикации в любом другом (даже молодежном) издании, ведь они написаны «своими о своем». Статьи ровесников не только формируют у старшеклассников способность к рефлексии, но и создают благотворную почву для отстаивания прав, мнений, взглядов, оценок. Это особенно важно в период ранней юности, когда происходит формирование мировоззрения, патриотических убеждений, характера и осуществляется жизненное самоопределение растущего человека.
Уже одиннадцать лет в нашем лицее издается газета «Н.А.Ш.Е.» («Независимое авторское школьное единство»). Два года назад поле деятельности газеты заметно расширилось, к ней присоединились и другие здания - так наша газета стала общелицейской.
Одна из приоритетных задач этого школьного издания - патриотическое воспитание лицеистов. Изначально газета была ориентирована на интересы интеллектуальной и продвинутой молодежи, которая понимает, что сидение на лавочке с бутылкой пива - не самое лучшее занятие для заполнения своего досуга...
Конечно же, большинство статей в газете «Н.А.Ш.Е.» всегда было посвящено интересным событиям, которые происходят в родной школе. Каждый год 19 октября все лицейское братство торжественно отмечает День лицеиста. В этот знаменательный день у корреспондентов школьной газеты очень много работы: надо посмотреть, как проходят необычные мастер-классы, которые дают учителя и старшеклассники, успеть сфотографировать юных барышень и кавалеров, фланирующих по третьему этажу, и, самое главное, побывать на самом настоящем балу! Уроки в этот день под стать пушкинской эпохе: история костюма, этикет, забавы и досуг русских дворян, история танца, традиции псовой охоты, дуэльный кодекс... Весь лицей в этот день неузнаваемо преображается, теряется ощущение реального времени, и кажется, что все вдруг по мановению волшебной палочки перенеслись в начало XIX века. А сколько впечатлений у участников этого потрясающего мероприятия - только успевай записывать на диктофон!
Такие патриотические мероприятия, как смотр строя и песни, посвященный Дню защитника Отечества, встречи лицеистов с ветеранами, которые происходят регулярно, широко освещаются на страницах нашей газеты. Но особенно запоминаются и авторам, и читателям специальные выпуски, посвященные Дню Победы. Такие номера школьной газеты готовятся подолгу и кропотливо, бережно собираются материалы - семейные летописи. В их создании обычно принимает участие весь лицей, подключаются даже вечно занятые учителя...
Ярким и запоминающимся был выпуск «Н.А.Ш.Е.», посвященный 70-летию Великой Победы. Сколько интересных материалов было подготовлено для этого памятного номера школьной газеты! Каждая строчка этих захватывающих семейных преданий воскрешала в памяти события далеких военных лет, облик людей, отдавших свои жизни во имя Великой Победы.
Но не только о лицее пишут юные корреспонденты - их еще интересуют молодежные проблемы, выставки, качественное кино, хорошая музыка, книги, произведения отечественной художественной культуры, впитавшие в себя опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих поколений людей. Такие темы позволяют открыть широкий простор для патриотического воспитания и творчества современных школьников.
Таким образом, роль школьной газеты в воспитании патриотизма у подрастающего поколения очень важна. У любого, даже самого маленького школьного издательства, имеется огромный потенциал для того, чтобы воспитывать у современного юношества чувство патриотизма, гражданственности, формировать национальное самосознание, уважение к историческому и культурному наследию народа, к человеческой личности. Участвуя в издании школьной газеты или читая ее, наши дети учатся любви - любви к своей семье, друзьям, школе, стране. И, как справедливо написала в своей статье десятиклассница Александра Б.: «Родина не вокруг тебя, она - внутри нас, в нашем сердце, памяти и душе. У нее героическое прошлое и поистине великое будущее». Если наше подрастающее поколение будет это осознавать, значит, оно никогда не будет потерянным поколением...

Юлия АГАФОНОВА, главный редактор лицейской газеты «Н.А.Ш.Е.»