Большая часть педагогов владеет базовым набором IT-компетенций, но на начальном этапе реализации проекта имел место определенный скептический настрой учителей. Многим казалось, что сложно переучиваться и отходить от наработанной десятилетиями привычной методики преподавания. В ходе реализации проекта переломным моментом в отношении учителей к платформе стал опыт работы инициативной группы преподавателей, которые на практическом примере показали простоту и доступность интерфейса платформы, продемонстрировав преимущество сценариев уроков, созданных с помощью конструктора, перед традиционными уроками. Технологии, реализуемые на платформе МЭШ, являются уникальным инструментом, которым могут легко и эффективно воспользоваться в своей работе не только учителя с любым опытом работы, но и классные руководители при работе с родителями, с ученическим коллективом, а также педагоги дополнительного образования.
Конечно же, при реализации Московской электронной школы педагогу уже недостаточно тех профессиональных компетенций в области IT, которыми он владел ранее, и осознание этого факта побуждает учителя заниматься самообразованием, ведь для создания качественного образовательного контента нужно уметь использовать графические, текстовые, видео- и аудиоредакторы.
Идущий в ногу со временем педагогический коллектив и каждый его педагог должны являться лидерами в освоении новых технологических приемов.
Хотелось бы сказать, что реализация проекта «Московская электронная школа» дала огромный скачок в развитии как учителя, так и учащегося, повысила их мотивацию. Для нас это стиль и имидж как самой образовательной организации, так и ее учителей. Дети сегодня больше доверяют талантливому и современному педагогу, который идет в ногу со временем и легко работает на всех современных технических устройствах.
В ходе урока на платформе МЭШ могут использоваться все доступные девайсы - как школьные, так и личные. Учитель с помощью планшета координирует урок, что позволяет ему быть более мобильным, следовательно, ни один ученик в классе не останется без его внимания. У ученика имеется доступ к библиотеке электронных материалов, которая через его гаджет позволяет работать с неограниченным объемом информации на уроке.
Ребятам нравится, что претерпела существенное изменение и эргономика учебных кабинетов. Многие кабинеты стали многофункциональными, способными к быстрой трансформации. Это лектории и лаборатории как для группового, так и для индивидуализированного обучения, оснащенные интерактивными панелями, мобильными классами из планшетов и ноутбуков, персональными мобильными лабораториями, учебным оборудованием и программным обеспечением уже работающих проектов («Курчатовский проект непрерывного междисциплинарного образования», «Медицинский класс в московской школе» и «Инженерный класс в московской школе»).
Новости, полезные ресурсы, информация о персональном календаре, электронное уведомление об оценках и отсутствии на уроках, связь с системой «проход и питание» - вот далеко не полный перечень всех возможностей использования МЭШ родителями. Родители могут оперативно ознакомиться с календарным учебным графиком и учебным планом, динамикой успеваемости по каждому предмету. Они также всегда в курсе того, каков режим пребывания ребенка в школе, каково расписание уроков и внеурочных занятий.
Обучение с применением платформы МЭШ позволяет, с одной стороны, упростить процесс обучения, а с другой - оставляет педагога по-прежнему организатором и помощником на пути процесса знаний, давая возможность при этом экспериментировать со сценарием урока и организацией учебного процесса. Педагог становится более мобильным в своей работе, стираются границы классной аудитории и учебного корпуса, а также осуществляется экономия времени педагога при подготовке к уроку.
Электронный сценарий состоит из трех взаимосвязанных «слоев»: информация для учителя, информация для класса и информация для отдельного ученика, отражающаяся на его индивидуальном устройстве. Это удобно всем: дети видят задания, а учитель - «подсказки» и то, как дети справляются с заданиями. Электронный вариант сценария очень удобен тем, что он не является «застывшей» формой урока, а дает учителям возможность совершенствоваться, перерабатывать или оценивать сценарии коллег.
Научиться создавать электронные сценарии - достаточно простое для современного учителя дело, ведь он уже вполне компетентен в использовании онлайн-технологий, система очень проста и легко адаптируется в работу каждого. Однако для тех, у кого возникают трудности, организуются и проводятся курсы повышения квалификации и семинары.
Коллектив учителей нашей школы перешел на качественно новую ступень организации сотрудничества: это теперь не отдельные учителя отдельных образовательных областей, которые только опосредованно состыковывались по отдельным моментам друг с другом. Создана единая информационно-образовательная сфера всей школы, образовательный процесс построен по принципу взаимопроникновения и взаимовлияния образовательных областей. Любой учитель может с помощью атомарного контента ознакомиться с тем, как изучается объект или событие на других предметах, другими науками.
Благодаря платформе МЭШ появляется возможность проводить обучение в больших группах, но при этом учебный процесс становится в значительной степени персонифицированным, приспособленным к интересам и потребностям индивидуума.
Работать в формате электронных сценариев очень удобно, урок проходит интересно, динамично, удается дать детям большее количество материала в разнообразных формах. Электронный сценарий предоставляет возможность выполнять интерактивные задания, это большой плюс, так как дети очень любят динамичные объекты и возможность конструирования. Также хочется отметить, что учитель в ходе своей работы может передать сценарий урока и отсутствующему ученику, что дает равные возможности для всех категорий обучающихся (детей с ОВЗ, одаренных детей и других категорий) в получении качественного, доступного образования.
В рамках проекта «Московская электронная школа» у педагогов есть возможность опубликовать сценарий урока в общем доступе. После того как урок проходит модерацию, он пополняет общую коллекцию сценариев, что обеспечивает все педагогическое сообщество столицы разнообразным, современным и востребованным высокотехнологичным содержанием. Это уникальный опыт эффективного профессионального педагогического взаимодействия.
Одним из важных преимуществ МЭШ является доступность содержимого электронной библиотеки всем участникам образовательного процесса, подключенным к сети Интернет. Некоторым учителям необходимо перемещаться между несколькими зданиями образовательной организации. Раньше учителю приходилось брать с собой учебные материалы и приспосабливаться к новому учебному месту, но благодаря платформе «Московская электронная школа» он получил возможность всегда иметь «при себе» электронный журнал, сценарии уроков, а также свой привычный рабочий стол.
Мы видим, как изменились роль и результаты работы учителя за относительно небольшой период времени, увеличилась плотность и интенсивность урока, отсутствие бумажных носителей, экономя время, позволило увеличить разнообразие форм деятельности. (К примеру, параллельно со сценарием урока есть возможность переходить к тестированию и в другие приложения.)
При этом, несомненно, должна усилиться в дальнейшем роль учителя и всего педагогического коллектива как новатора в освоении технологии будущего.
Самым важным в развитии МЭШ для коллектива является возможность идти в ногу с современными технологиями, способствующими личностному и профессиональному развитию.
За истекший год школа №627 стала обладателем 8 грантов Департамента образования города Москвы за вклад в реализацию Московской электронной школы, сейчас у нас есть еще несколько претендентов на получение столь высокой награды за работу в данном проекте.
Московская электронная школа - это поистине уникальный информационный продукт, созданный в Москве. Мне кажется, что рано или поздно появится возможность интегрировать МЭШ с технологиями VR и AR.
В ближайшее время проект перешагнет черту города и выйдет на российские просторы. Это будет уже Российская электронная школа. Нам приятно сознавать, что создателями МЭШ были учителя столицы, в том числе нашего образовательного комплекса. Мы гордимся, что многие учителя нашей образовательной организации стояли у истоков развития и продвижения проекта МЭШ, который позволит объединить все лучшие достижения российского образования для обмена опытом, взаимного обогащения знаниями российских педагогов.
Завершить эту статью хотелось бы словами Сергея Павловича Королева: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра - свершением».

Людмила ПАВЛЮЧЕНКО, директор школы №627