Массовое школьное обучение раньше представляло собой конвейер. Разные дети из очень разных семей и социальных слоев приходили в школу, где они обучались по одинаковой схеме, обычно по одинаковым учебникам, и на выходе мы встречали много разных выпускников, но зачастую все они были со схожими знаниями и умениями. Равенство возможностей стало одинаковостью. Правда, в любом правиле есть исключения, и всегда находились люди, умеющие находить нужную информацию, нужную струю и средства.
С эпохой Интернета все стало значительно проще: не нужно пропадать в библиотеке часами или выискивать нужную литературу по знакомым, можно ознакомиться с множеством уникальных мест на планете, не выходя из дома, даже ознакомиться с многообразием профессий и выбрать себе по вкусу. Век больших данных в Сети открыл перед всеми огромные возможности. Даже школа перестала быть одинаковой для всех. Инновационные технологии могут подстраиваться под каждого, под индивидуальные задачи.
Информационные технологии плотно вошли в жизнь школьников с 1-го по 11-й класс, и школа должна использовать все возможности Сети для максимальной заинтересованности учащихся в обучении и самореализации.
С 2013 в России «узаконены» сетевые формы реализации образовательных программ. Статья 15 нового Закона «Об образовании в РФ» гласит:
«Сетевая форма реализации образовательных программ (далее - сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой».
Это действительно революционное достижение российского образования.
Создание электронной образовательной среды - очень сложный процесс управления большими данными в Сети. Ведь мы можем вести процесс обучения индивидуально, приспосабливаясь к интересам каждого ребенка. Болеет ученик или не понял тему, он всегда может пересмотреть урок в любое удобное для него время. При выполнении заданий в Сети система сама проанализирует и подскажет, на что нужно обратить внимание, даст дополнительное задание. Все успехи ребенка, его победы на олимпиадах или конкурсах могут вестись все 11 лет обучения, а затем передаваться в вуз.
Проблема плохого посещения родительских собраний может быть решена посредством онлайн-собрания, например открытого вебинара или скайп-сессии.
Плотный график учителя или нахождение на значительном расстоянии порой не позволяет пройти желаемый курс повышения квалификации, дистанционные курсы помогают в этом. Но без обратной связи подобное обучение малоэффективно, поэтому сейчас самая распространенная форма проведения дистанционного обучения - это вебинары, когда несколько человек, находясь в разных местах, имеют возможность обсудить теоретический материал, полученный ранее. Теперь мы можем говорить о виртуальной мобильности учащихся. Но важнее всего то, что применение электронного обучения в образовательном процессе позволяет совмещать формальное и неформальное образование без потери качества учебного процесса.
Если 10 лет назад все инновации воспринимались с недоверием, то сейчас мы с нетерпением ждем нового и не представляем себе жизнь без уже имеющегося. Итак, новые технологии в школе уже встречают нас на входе.
Все знакомы с системой контроля доступа в помещения школы. Данный проект современной школы осуществляет организацию учебного процесса, а также обеспечивает безопасность учащихся, строго контролирует дисциплину и оперативно информирует родителей о возникающих проблемах. Новая технология не только предотвращает проникновение посторонних, но и с помощью sms-сообщений или писем e-mail уведомляет родителей о времени прихода ребенка в школу и ухода из нее, также контролирует прогулы и опоздания учащихся, что способствует улучшению посещаемости и как следствие росту качества знаний. Уверенность родителей в безопасности ребенка в школе и рост показателей качества знаний повышают рейтинг любого учебного заведения.
В состав комплекса входят автоматические турникеты, ограждение с возможностью мгновенной организации открытого прохода (система «антипаника»), комплект карт доступа на всех учеников, учителей и работников школы.
Скорость считывания индивидуальной электронной карты составляет десятые доли секунды, причем карта успешно распознается с первой попытки в 99,8 процента случаев. Таким образом, комплекс обеспечивает проход одного ученика за 3-3,5 секунды и соответственно проход 1000 человек через три турникета за 20 минут.
Индивидуальные электронные карты могут быть использованы не только в качестве электронных пропусков для прохода в школу, но и для оплаты школьного питания в столовой, заказа книг в библиотеке.
Электронные карты и база данных не содержат никаких данных, представляющих угрозу безопасности или вторжения в частную жизнь учеников, их родителей и персонала школы.
Система фотоидентификации позволяет дежурному на входе в здание школы оперативно выявлять факты использования карт не их владельцами и препятствовать несанкционированным проходам через турникет.
Школьники используют карточки, полученные для прохода в школу, как средство оплаты в школьной столовой. Для реализации этой функции используются специальное оборудование и программное обеспечение.
В школьной столовой теперь можно купить любое блюдо, и купюры или монеты при этом отдавать не надо. Все расчеты происходят с помощью специальной пластиковой карты. На ней есть фотография школьника, указаны фамилия и лицевой счет ученика, по которому родители могут узнать, что и когда брал на обед их ребенок.
Пополнить «столовый счет» каждый ученик может непосредственно в школе, с помощью специального терминала. После оплаты родителям приходит sms-уведомление о том, что деньги поступили на карточку.
Преимущества и возможности этой системы для родителей неоспоримы: они избавляются от необходимости давать детям наличные деньги, а только пополняют лицевой счет, можно быть уверенным, что деньги, выделенные ребенку для оплаты питания, будут потрачены им только на питание, также можно контролировать, что ел ребенок, следить за правильностью питания на личной странице родителя, и родители могут управлять диетами и ограничивать набор продуктов, которые разрешены к покупке по карточке ребенка.
Для детей существуют свои преимущества: дети не носят в школу наличные деньги, поэтому снижается вероятность воровства и нецелевого использования, идентификация ребенка по фотографии, ФИО, классу и дате рождения до совершения покупки по карте предотвращает несанкционированное использование чужих карт.
Ну и, естественно, школе и школьной столовой эта система помогает: она обеспечивает контроль всех покупок в столовой (фискальная функция), существует возможность групповой оплаты (на кассе выбирается, например, «комплексный обед», затем ученики проходят мимо кассы, прикладывая по очереди свои карты, и с их карт автоматически списывается стоимость обеда).
В условиях информационного перенасыщения библиотеке образовательного учреждения все сложнее выполнять свои основные функции, и в первую очередь обслуживать читателей. Внедрение ИКТ значительно облегчает этот процесс.
Практически все современные автоматизированные библиотечно-информационные системы (АБИС) имеют подсистему, которая обеспечивает возможность автоматизации технологических операций, выполняемых библиотекарями в ходе абонементного обслуживания. Это касается записи и регистрации читателей, фиксации выдачи и возврата литературы, поисков и формирования списков должников и невозвращенных изданий, ведения статистики.
Полная автоматизация позволяет снизить трудозатраты, а главное - сократить время обслуживания, что особенно важно и библиотекарю, и читателям.
Для введения и полноценного функционирования данной системы целесообразно иметь несколько компьютеров, объединенных в локальную сеть, несколько принтеров (в том числе для печати заказов читателей) и полный электронный каталог (ЭК). То есть библиографические описания всего фонда должны быть введены в компьютерную базу. Центральным звеном автоматизации процессов обслуживания становится использование штрихового кодирования.
Штрих-кодирование уже используется многими библиотеками России. Технологически это выглядит следующим образом: каждая единица хранения снабжается самоклеящейся этикеткой со штрих-кодом. Им же снабжают и читательские билеты. При этом штрих-код заменяет при учете инвентарные номера единиц хранения, оставаясь фактически единственным уникальным номером документа. Подобный способ позволяет не вводить инвентарные номера или номера читательских билетов вручную с клавиатуры, а поручить это устройству для считывания штрих-кодов с наклеек на билетах и книгах, что повышает оперативность обслуживания и обеспечивает безошибочность ввода информации. Возникает возможность отказаться от традиционных читательских формуляров и перейти к обслуживанию только через компьютер.
Как же выглядит работа на абонементе по-новому? Теперь, когда все книги и читатели пронумерованы в компьютере, программе остается просто соединять «номера». На экран выдаются данные о читателе, о книгах и сроках возврата.
По предъявлению читательского билета в подсистеме «Абонемент» в меню «Регистрация» сканируется читательский билет. На экране высвечиваются данные о читателе (виртуальный читательский формуляр): в левом окне - ФИО и адрес, в правом - вверху заказанные книги, внизу перечень выданных книг. Через меню «Выдать книгу» открывается следующее меню, где устанавливается срок возврата и сканируется штрих-код книги. В памяти машины фиксируется вся выданная литература. По просьбе читателя можно распечатать его электронный формуляр. В меню «Возврат книги» сканируется штрих-код книги. На экране появляется запись о снятии книги с читателя. При предъявлении читательского билета и книги сканируются их штрих-коды и устанавливается новый срок возврата.
Но школа будущего не ограничивается инженерным оснащением. Конечно, важнейшую роль играет информационное оснащение.
Любой класс сейчас обладает мультимедийными комплексами, интерактивными досками с возможностью проведения групповых опросов с использованием индивидуальных пультов для каждого учащегося, планшетами, документ-камерами и постоянным выходом в Интернет. Широкое распространение сейчас приобретают новые лаборатории классов физики, химии и биологии. Новейшие микроскопы, 3D-принтеры, графические планшеты помогают ученикам идти в ногу со временем стремительно развивающихся технологий.
Особую роль играют электронные учебники, которые перестали быть просто текстом. Они содержат активные ссылки на дополнительные ресурсы, справки по различным объектам и интересные факты и задания.
К сожалению, все эти инновации еще не повсеместно распространены в школах, но прогресс не стоит на месте, и школа будущего не за горами. Инженерное и информационное оснащение школы позволяет поднять уровень мотивации и качества обучения, обеспечить безопасность и уверенность. Но ничто не заменит человеческого общения, главное - научиться во всем находить нужное для себя.
Все это сделать реально! Выбор за нами!

Марина КОЗЛОВА, учитель английского языка школы №1468