- Елена Юрьевна, ваша мама, Станислава Семеновна Козьмина, работала в этой школе преподавателем физкультуры. Как она повлияла на ваш выбор жизненного пути?
- Мама училась в 585-й школе на Полянке. Теперь это лицей кинематографии. После 8-го класса она поступила в педагогическое училище, на факультет физического воспитания. Готовилась поступать в педагогический институт, так как всегда хотела быть учителем математики. А тут родилась я. Про институт пришлось забыть. В 1954 году мама пришла работать в нашу, тогда 628-ю, школу и проработала в ней 30 лет учителем физкультуры. Однако за помощью по математике мы с сестрой и братом всегда обращались к маме, хотя мой папа окончил МИФИ, преподавал математику в институте и по образованию физик-теоретик! Мама еще и внукам своим, моим детям, помогала решать уравнения. Мама выпустила много классов как классный руководитель. И я знаю, учитель математики советовал своим ученикам обращаться к классному руководителю, то есть к моей маме, чтобы она доходчиво им объясняла сложные темы по математике! Мама кроме математики прекрасно разбиралась в литературе - наизусть читала «Мцыри» и «Онегина» (русский язык и литературу у мамы преподавала внучка Тютчева), знала много арий из классических опер (в школе с концертами часто выступал Иван Козловский, его дочери учились в этой же школе), а главным ее увлечением с детства был художественный театр. Она была очень хорошей мамой, бабушкой, прабабушкой. Она была замечательным человеком и учителем. Но я так и не догадалась у нее спросить, почему она выбрала физкультуру.
Не скажу, что мама как-то влияла на мой выбор профессии. Я мечтала быть балериной, хотя балетом никогда не занималась. Так уж сложилось, что почти все женщины нашей большой семьи, даже те, кто позже влился в нее, тоже имеют педагогическое образование, правда, не все работали учителями. У нас в семье были два учителя русского языка и литературы, моя сестра по образованию учитель французского языка. Мои дети тоже имеют педагогическое образование и так или иначе связаны с английским языком. А жена моего сына Катя - учитель немецкого языка - работает в нашей школе. Возможно, кто-то из внуков продолжит учительскую династию, а кто-то осуществит мою детскую мечту. Во всяком случае, у старшей внучки уже сейчас явный педагогический талант, а средняя внучка делает успехи в балете.
И все же есть учителя, которые косвенно повлияли на мой выбор профессии. Это учительница русского языка и литературы заслуженный учитель Ольга Яковлевна Цаплина и моя первая учительница английского языка Марина Георгиевна Маркарянц. Оглядываясь назад, понимаю, как мне повезло. Марина Георгиевна поступала в театральный институт, прошла все творческие туры, но изменила свое решение и поступила в педагогический институт. Ее талант, энергия, абсолютное владение предметом и уникальная преданность профессии учителя позволили нам, ее ученикам первого выпуска, за 6 лет справиться с программой по английскому языку для специальных школ, рассчитанной на 9 лет. Многие выпускники смогли поступить на факультет иностранных языков, что в 70-е годы прошлого века было практически невозможно. Учениками Марины Георгиевны были поэт Андрей Вознесенский и режиссер Андрей Тарковский. По ее материалам и программам работали все учителя английского языка нашей школы. Марина Георгиевна была организатором традиционных ежегодных концертов и спектаклей на английском языке для родителей и учителей. Тогда это было в новинку, ведь ни олимпиад, ни творческих конкурсов на уровне района или города по языку не было.
Вся моя жизнь связана с моей школой. Впервые мама привела меня сюда на новогоднюю елку, когда мне было 3 года. В первый класс меня отдали в мамину 585-ю, в нее мне было ближе идти от дома. А в 5-м классе, с 1965 года, я стала учиться уже в нашей 38-й специализированной английской школе. После института, в 1977 году, я вернулась работать в школу уже учителем английского языка. Вот и считайте, какой мой педагогический стаж!
- Какое влияние вы оказали на выбор школы для детей и внуков?
- У меня хорошие дети. Их трое. Все они окончили нашу общую школу. На выбор профессии моими детьми я не влияла, сами справились. Однако на английском языке все говорят прекрасно! Самое главное, чему я их научила, - это читать в 4 года, не врать, ценить семью и ходить в походы.
У меня 6 внуков - и это большое счастье. Старший внук учится в 9-м, а две внучки в 5-м и в 4-м классах, конечно, нашей школы.
У внуков выбора не было! Дети должны учиться в хорошей школе, а моя именно такая. Я не слепая патриотка нашей школы, хотя могла бы ею уже стать, но я изнутри знаю, как мы учим! Я глубоко убеждена, что школа - это труд, а не порхание по верхам. Заложить интеллектуальную базу нужно как можно раньше. Ребенок должен многое попробовать, многому научиться - тут и спорт, и танцы, и музыка, и рисование, и многое другое. Часто дети оправдываются, если не выполнили домашнее задание, тем, что у них не было времени. Я глубоко убеждена, что в этом виноваты не дети и даже не количество домашнего задания, а то, как родители помогли, а чаще не помогли ребенку разумно распределить нагрузку. Грустно оттого, сколько времени просиживают дети в социальных сетях, сколько часов они проводят за разрушающими психику и здоровье компьютерными играми. Родители словно бы этого не замечают. Видели бы они, какими взбудораженными приходят дети на урок после большой перемены, когда они, не отрываясь от экрана, забыв про все на свете, 20 минут только что в кого-то стреляли, теряли жизни и не успели доиграть! А тут мы с нашими темами, диктантами, опросами. Чем больше у ребенка разных занятий, тем больше он может успеть. Я знаю это и по себе, и по моим внукам. Я ездила в школу на метро - час туда, час обратно. В метро всегда делала устные уроки, например, учила темы по английскому. Я занималась музыкой и спортивной гимнастикой, участвовала во всех школьных соревнованиях и мероприятиях и при этом всегда училась без троек.
- Какие традиции есть в вашей многочисленной семье?
- Каждую субботу уже более 20 лет мы собираемся вместе большим семейным кланом на субботние обеды и обсуждаем наши общие проблемы и планы. Так было заведено моей мамой, которой, к сожалению, уже три года нет с нами... Мы вместе отдыхаем, вместе путешествуем, вместе отмечаем праздники, вместе пишем сценарии и играем в семейных спектаклях, вместе пишем книгу о нашей семье и отчеты о наших поездках и путешествиях. Внуки принимают в этом самое активное участие. Они у нас очень творческие! Этим летом, например, мы устраивали на даче малые олимпийские игры по спортивной гимнастике и легкой атлетике. Все как положено - с медалями, грамотами, подарками. Самому младшему участнику было 2 года и 9 месяцев. Были судьи, тренер, комментатор и болельщики. В программу показательных выступлений у детей входили прыжки на батуте и синхронное плавание в каркасном бассейне! Зажимом для носа в этом случае служила бельевая прищепка, очень смешно. А вот программы придумывались специально, выбиралась музыка, проводились ежедневные тренировки.

Алла ЗУБАРЕВА, педагог-организатор школы №627