Образование в современном информационном обществе - процесс сложный и динамичный, который постоянно находится в развитии. Раньше люди использовали знания, полученные в школе, техникуме или институте, на протяжении всей своей жизни. Сегодня знания ежегодно обновляются на 20-30 процентов, и одного высшего образования человеку вряд ли хватит, чтобы чувствовать себя комфортно в профессиональном плане и быть востребованным специалистом в современном обществе.
Нам, живущим в начале XXI века, сегодня сложно представить, какие профессии понадобятся людям уже в ближайшем будущем - лет через двадцать, например. Можно, конечно, попробовать предположить... Специалист по формированию образа ребенка, игромастер, модератор, тьютор! Чтобы помочь нашим сегодняшним детям и подросткам в будущем освоить подобные специальности и стать в них профессионалами, необходимо здесь и сейчас начинать готовить их к будущей профессиональной деятельности, формируя компетентности, которые понадобятся для жизни в информационном обществе будущего.
Но дело не только в подготовке учеников, должен измениться еще и сам учитель... Современный учитель и тот педагог, который стоял у доски еще лет десять-двадцать назад, отличаются, как небо и земля! Ушли в прошлое скучные уроки и монотонное бормотание учителя около доски, в настоящем - интерактивный урок с использованием информационных технологий под руководством энергичного и увлеченного своим предметом преподавателя, а в будущем - полеты в космос или экскурсии по Луне вместе с классным руководителем... Удивительно, но вполне возможно! А самое главное, что такое увлекательное будущее вполне осуществимо и начинается уже сегодня, эту идею продемонстрировали «нестандартные» уроки педагогов, показанные в рамках фестиваля педагогических идей.
Открытие фестиваля состоялось в одном из зданий многопрофильного лицея №1799 по адресу Бродников переулок, д. 3. Первой такую нестандартную форму проведения современного урока, как учебное занятие, представила Марина Евгеньевна Богачева. Тогда, год назад, в ее учебном занятии на тему «Проектирование индивидуального образовательного маршрута» принимали участие все гости фестиваля - ученики, их родители и учителя.
Задания нашлись для всех! Группа лицеистов под руководством тьютора, учителя географии, размышляла над разработкой своего образовательного маршрута, который привел бы в итоге к освоению профессии «сити-фермер». Вторая команда, состоявшая из ученицы 9-го класса Ирины Ш. и ее родителей, под руководством тьютора, учителя русского языка и литературы, озадачилась выбором будущей профессии для Ирины и пыталась определить, кем ей лучше стать - спортсменкой, врачом или ветеринаром? Ведь в зависимости от предполагаемого выбора Ириной профессии семье предстояло разработать образовательный маршрут для нее. Третья группа, в состав которой вошли учителя из других структурных подразделений, под чутким руководством учителя истории увлеченно рисовала депо Мониторинга, из которого в клубах дыма выезжал паровоз и по мосту Компетентностей пересекал море Рисков. В это время учителя, не входившие в состав команд, пытались написать сиквейн и искали выход из проблемной ситуации... В конце учебного занятия каждая команда представила сделанную работу и ответила на вопросы участников фестиваля.
На открытии фестиваля своим педагогическим опытом также делился учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, который огромное внимание уделяет поиску разнообразных форм педагогической работы с лицеистами. Результат такого творческого поиска оправдывает все ожидания - только в прошлом году трое выпускников лицея сдали ЕГЭ на 100 баллов!
На фестивале коллегам были продемонстрированы возможности использования на современном уроке такой педагогической технологии, как ролевая игра. Суть подобной технологии заключается в том, что участник игры проигрывает и фактически проживает роль своего персонажа. Ключевым образовательным моментом в таких играх является развитие умения ученика смотреть на окружающий мир и действовать с точки зрения своего персонажа. Вживаясь в образ, современные подростки начинают понимать логику поступков и особенности характера своего героя. Суд над Печориным, представленный в виде ролевой игры, очень понравился учителям. Несомненно, эта педагогическая технология имеет большие образовательные и воспитательные возможности и может быть использована на любом современном уроке.
Темой следующего этапа этой уникальной педагогической эстафеты стала интеграция как одна из форм обучения в сотрудничестве. Это направление, представленное педагогическим коллективом школы, расположенной по адресу 1-й Кадашевский переулок, д. 3, стр. 1, чрезвычайно актуально для современного образования. Сегодня большинство педагогов, психологов и родителей констатируют неоспоримый факт, что из-за ускорения темпов жизни и огромного объема разного рода информации, обрушившейся на современного подростка, как девятый вал, с экрана телевизора и с монитора компьютера, у подрастающего поколения уже в самом раннем возрасте формируется мозаичность восприятия окружающего мира. Это значит, что наши дети воспринимают действительность фрагментарно, как разрозненный набор образов и фактов, как обрывки информации и осколки впечатлений, не связанных между собой какой-либо логикой и структурой. Эффективным способом, помогающим сформировать у современных детей и подростков целостное восприятие окружающего мира, является внедрение интеграции в педагогический процесс.
Когда гостей пригласили на «нестандартные» уроки учителей - участников фестиваля, автору статьи пришлось немного огорчиться... Невозможно же разорваться на части, чтобы посетить одновременно несколько интереснейших уроков! Тут и вспомнилось про мозаичное восприятие, только в хорошем смысле этого понятия... Неплохо было бы сейчас стать теми самыми «фрагментами мозаики», чтобы побывать на всех уроках сразу - и на физике, и на химии с биологией, и на английском языке! Выход из этой ситуации был только один: постараться побывать на максимально большем количестве мастер-классов и представить свои «осколки впечатлений» в цельной статье, преодолев «мозаичное восприятие».
На интегрированном уроке сразу по четырем предметам - химии, биологии, географии и экологии, который проводила учитель высшей категории, - ребята, разделившись на несколько групп, пробовали себя в роли сотрудников аналитической лаборатории, реставрационной мастерской, службы спасения, биоэкологической лаборатории и волонтеров. Девятиклассникам предстояло решить по-настоящему сложные ситуационные задачи, например, объяснить причину большей устойчивости древесных форм покрытосеменных растений к антропогенным воздействиям, предложить способы борьбы с последствиями кислотных дождей, провести качественный анализ образцов воды из водоемов, оказать первую помощь при ожоге кислотой и т. д. Все группы работали слаженно, дружно и сосредоточенно и в конце урока представили результаты своей работы в форме мини-проектов.
В это время на третьем этаже проходил интегрированный урок физики, на котором ученики 11-го класса под руководством учителя физики изучали, как устроен приемник А.С.Попова. Сначала из набора ключевых слов и выражений (ими были названия основных частей приемника) одиннадцатиклассники составляли его описание и последовательность работы, затем внимательно слушали учителя, рассказывавшего о биографии изобретателя А.С.Попова, записывали факты, смотрели мини-сценку, разыгранную их же одноклассниками... Но, пожалуй, самым интересным было окончание урока, ведь не каждый день увидишь работу «внука» приемника Попова и «дедушку» современного радиоприемника!
Когда прозвенел звонок на второй урок, бегать по классам уже не хотелось... Все-таки недостатки «мозаичного восприятия» сказывались, и чтобы получить по-настоящему целостное впечатление от интегрированных уроков своих коллег, пришлось выбрать тот урок, который был лично для автора статьи интереснее всего - обществознание и литература, и я отправилась на мастер-класс «Маленький человек и стратегия успеха» к учителям русского языка и литературы, обществознания и истории.
Темой урока в 8-м классе был «Путь к успеху». Используя колесо жизненного баланса, восьмиклассники анализировали, как изменилась жизнь маленького человека Акакия Акакиевича Башмачкина - героя «Шинели» Н.В.Гоголя, после того как в его жизни появилась долгожданная обновка. Потом ребята с интересом работали в мини-группах и на основе сообщений подростков на форумах в социальных сетях выявляли проблемы современных Башмачкиных.
Думаю, что многих учителей, присутствовавших на этом уроке, заинтересовала технология форсайта (методика прогнозирования отдаленного будущего). Работая в группах, восьмиклассники моделировали свое собственное успешное будущее в соответствии со стратегиями «быть», «иметь», «знать» и «действовать», а потом капитаны представляли у доски созданные командами модели. В заключение ребята сопоставили то, что у них получилось, и выяснили, что все их коллективные работы объединяют общие ценности - семья, здоровье, образование, финансы. Именно эти факторы являются слагаемыми успеха для современного человека.
Заключительным аккордом этого фестивального дня стало представление учениками школы проделанной работы по программе дополнительного образования «Достижение молодых». Цель этого проекта - обучение подростков основам экономики и предпринимательства. Ребята рассказали участникам фестиваля о придуманном ими проекте - фирме, которая создает продукцию из джинсовой ткани. Разрабатывая этот проект, школьники узнали, как функционирует компания, научились планировать ее деятельность, изучили технологию изготовления продукции из джинсовой ткани и, таким образом, получили знания и навыки, которые пригодятся им в будущей взрослой жизни.
Итогом этого чрезвычайно насыщенного фестивального дня стал непринужденный обмен впечатлениями между коллегами. Говоря о результатах прошедшего дня, все учителя были едины во мнении, что такой обмен педагогическим опытом чрезвычайно важен и полезен для всех участников образовательного процесса.
В этом учебном году все здания многопрофильного лицея №1799 вновь ждет участие в фестивале педагогических идей... По сложившейся традиции старт фестивалю был дан в здании по адресу Бродников переулок, д. 3. Первым фестивальным мероприятием стал ежегодный праздник - День лицеиста. В этот день учителя показали гостям из других структурных подразделений свои «нестандартные» уроки, которые, как машина времени, перенесли всех гостей в блестящую пушкинскую эпоху.
Итак, традиционный лицейский фестиваль педагогических идей начал свою работу... Педагогический коллектив лицея включился в интересную деятельность и готов поделиться со всеми своими идеями и находками.

Юлия АГАФОНОВА, учитель мировой художественной культуры