В июле 2017 года, объявленного в России Годом экологии, очередная, 16-я, Межрегиональная экологическая экспедиция отправилась в Горный Алтай и среди трехсот ее участников была команда школьников и педагогов московской школы №1259.
Цель таких экспедиций - в полевых условиях реализовать авторские разработки учителей в области естественных наук, провести интенсивный курс обучения школьников различных регионов России по прикладным экологическим и естественно-научным программам, выполнить широкий спектр исследовательских и проектных работ, включающих изучение климатических факторов, минеральных и водных ресурсов, почв, воздушных масс, растительного и животного мира района проведения экспедиции.

Что такое экспедиция?
Экспедиционный лагерь - это более 100 палаток плюс вся необходимая походная инфраструктура. Надо решить и где стирать одежду, и где мыть посуду, и как хранить инвентарь, снаряжение, а также дорогостоящие приборы и полевые лаборатории. Наконец, надо организовать ежедневное трехразовое горячее питание для трех сотен человек.
Методику организации полевых исследований и учебных занятий мы отработали еще в первых экспедициях. Всех ребят мы объединяем в 15 рабочих групп. В каждой группе 10-12 человек. Состав групп смешанный как по представительству (в каждой группе представлено несколько региональных делегаций), так и по возрасту. Разновозрастной состав (в одной группе могут оказаться, скажем, ребята из 8-х и 10-х классов) - это наша принципиальная установка, позволяющая сделать ставку на взаимообучение. В свою очередь педагоги, участвующие в экспедиции, заранее планируют свои учебные программы так, чтобы они оказались доступны разновозрастной аудитории. Это, кстати, оказывается само по себе интересной творческой задачей.
За время экспедиции каждая рабочая группа поочередно работает с каждым из педагогов, которые привезли на Алтай свои исследовательские и проектные программы. По объему эти программы отрегулированы так, чтобы за несколько часов можно было успеть обучить группу ребят необходимым методикам и выполнить с ними серию предметных исследований. Эту форму организации учебной деятельности мы называем работой в мастерских. Причем в понятие «мастерская» вкладывается не пространственный смысл (поскольку работа может вестись на разных объектах: на берегу реки, на поляне, на склоне горы), а иерархический (как общение со «старшим по цеху»).
Каждая рабочая группа ежедневно работает в двух мастерских: в первой - утром, во второй - после обеда. За десять дней полевой деятельности ребята последовательно проходят двадцать тематических мастерских, что превращает работу в экспедиции в интенсивный курс естествознания и экологии. Работа в мастерских сочетается с экскурсионно-образовательной программой, в которую включено посещение наиболее интересных природных объектов Горного Алтая.
В свою очередь каждый из педагогов многократно «прокручивает» одну и ту же исследовательскую программу, всякий раз с новой группой и на новом объекте. В результате в каждой мастерской складывается обширный банк данных по изучаемой проблеме и отслеживается динамика измеряемых показателей (например, механический состав почв, жесткость и степень чистоты воды, погодно-климатические факторы) на контрольной территории.

Будни экспедиции
Полевой лагерь экспедиции расположен на окраине поселка Аскат Чемальского района Республики Алтай. Отсюда рабочие группы ежедневно расходятся на полевые исследования. Наши палатки установлены по периметру большой поляны, рядом с которой день и ночь шумит один из главных водных потоков Горного Алтая - река Катунь.
Совсем рядом с нашим лагерем один из интереснейших поселков Алтая. Благодаря необычной ауре этого места здесь обосновались представители множества народностей и культур. В поселке - молитвенный дом буддистов, усадьба веганов, община старообрядцев, цех художников и скульпторов. Здесь живут резчики по дереву, камнетесы, поэты. С культурным богатством Аската мы знакомимся в первый день экспедиции.
А дальше начинаются экспедиционные будни. Впрочем, слово «будни» не очень соответствует характеру нашей деятельности. Каждый день ребят ждут увлекательная работа в новой полевой мастерской, общение с новым учителем года, новый взгляд на цветущую природу алтайских гор. И так двенадцать дней подряд.
А еще за это время все рабочие группы поочередно участвуют в экскурсии по ботаническому саду в урочище Ат-Айыл, совершают восхождение к легендарному Камышинскому водопаду, а также по живописной «козьей тропе» следуют к Чемальской ГЭС на Катуни, обследуют остров Патмос с его уникальной флорой и фауной, знакомятся с музеем-усадьбой и творчеством алтайского народного художника Г.И.Чорос-Гуркина. Трудно поверить, что все перечисленные мероприятия всего лишь сопровождали главную естественно-научную программу экспедиции.

Работа в исследовательских мастерских
Какие же исследования ждали нас в полевых мастерских учителей года?
В мастерской Галины Монаковой, учителя географии школы №2 Губкина, учителя года Белгородской области-2001, участники экспедиции занимаются исследованием почв Западного Кавказа. В каждой контрольной точке ребята выкапывают шурфы и изучают поверхностные почвенные горизонты. Кроме того, в мастерской осваивают методику определения механического состава почвы, ее кислотности, степени известкования и др.
В мастерской Александра Буханистова, учителя биологии школы №1 р. п. Маслянино, учителя года Новосибирской области-2001, участники экспедиции изучают горные биогеоценозы. С помощью определителя растений они исследуют растительный мир территорий, прилегающих к правобережью Катуни, описывают его видовой состав, изучают связи в растительных сообществах.
Под моим руководством как учителя химии школы №1259, лауреата конкурса «Учитель года Москвы»-1997 учащиеся проводят химический анализ минеральных ресурсов алтайских гор. Для этого они берут пробы минеральных отложений и с помощью походной лаборатории проводят качественный химический анализ образцов, выявляющий их ионный состав.
А в мастерской Любови Булгаковой, учителя географии из Губкина, занимаются биоиндикацией наземных экосистем. Качество окружающей среды оценивается по площади покрытия деревьев определенными видами лишайников. Ребята также исследуют приспособляемость растений к среде обитания. Для этого сравниваются параметры основных древесных пород, выросших в разных условиях.        
Вместе с Юлией Неволиной, учителем географии школы №10 (Чайковский, Пермский край), победителем конкурса «Учитель года Пермского края»-2010, участники экспедиции знакомятся с принципами глазомерной съемки местности и составляют планы контрольных территорий, на которые затем наносятся данные, полученные в других мастерских.
Радиационный мониторинг природных объектов изучаемых территорий ведет Андрей Семке, учитель физики школы №11 Ейска, учитель года Краснодарского края-2000. Под его руководством участники экспедиции измеряют различный радиационный фон различных участков местности, образцов воды, горных пород и почвы.
Под руководством Оксаны Вережниковой, учителя химии лицея №3 Сарова Нижегородской области, ребята работают с модульной экологической лабораторией НКВ-2. В их задачу входят осуществление гидрохимических исследований и химический анализ почвенных вытяжек. С этой целью они знакомятся с основами количественного химического анализа. Используя методы титрования, кондуктометрии и колориметрии, участники экспедиции измеряют массовое содержание в воде растворенного железа, тяжелых металлов, ионов аммония, фосфатов, органолептические показатели проб воды, химический состав образцов почв.
Сразу в трех полевых мастерских проводится количественное измерение жесткости воды, взятой из различных источников. В результате участники экспедиции имеют возможность не только освоить различные методы измерения этого показателя, но оценить достоверность полученных результатов путем сопоставления данных различных мастерских.
В полевой мастерской Елены Мейснер, учителя химии и биологии Краснослободской городской гимназии, учителя года Волгоградской области-2004, участники экспедиции методом титрования определяют содержание витамина С в вытяжках из плодов, а с учителем химии и биологии московской кадетской школы-интерната №5 Ириной Маркиной занимаются выделением природных красителей из растений.
А вот простое перечисление других исследовательских программ, в которых удалось поработать московским школьникам за время экспедиции: «Биоинженерия и бионика», «Инвентаризационное обследование деревьев», «Полевая микроскопия», «Оценка продуктивности биологических сообществ», «Зеленая робототехника» и многое другое.
Помимо исследования окружающей природы участники экспедиции имели возможность и сами побывать в роли объектов исследования. В мастерской учителя географии из Нижегородской области Оксаны Маляевой ребята занимаются оценкой гармоничности физического развития по антропометрическим данным. Измеряя росто-весовые показатели, жизненную емкость легких и сравнивая результаты с возрастно-половыми стандартами, они проводят оценку морфофункционального состояния своих сверстников. Работая в этой мастерской, подростки не только получают данные об особенностях собственного физического развития, но и, что особенно важно, знакомятся с используемыми при этом методиками и критериальным аппаратом.

Подведение итогов
Поработав за время экспедиции в двух десятках полевых мастерских, учащиеся приобретают опыт участия в исследовательских естественно-научных программах различной направленности, осваивают основы экологического мониторинга. Многодневная полевая программа экспедиции завершается итоговой научно-практической конференцией. Для подготовки к ней ребята вновь делятся на несколько групп. Каждый участник экспедиции представляет на конференции работу той мастерской, занятия в которой ему показались наиболее интересными. Собранные за время полевых исследований данные превращаются в таблицы, диаграммы, столбики цифр. Доклад каждой группы сопровождается видеозаписью работы соответствующей мастерской. В конференц-зале помимо участников экспедиции присутствуют алтайские учителя, заместитель министра образования и науки Республики Алтай, представители средств массовой информации.
С огромным сожалением мы покидали гостеприимный берег Катуни, где за две недели не только обрели колоссальный опыт экспериментально-исследовательской деятельности в полевых условиях, но и множество друзей из разных регионов страны, а также ярчайшие впечатления от самобытной природы и культуры Алтая.

Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии школы №1259