Если сам чемпионат «Абилимпикс», ежегодно проводимый в течение последних трех лет в России, призван содействовать развитию профессиональной инклюзии студентов и обучающихся с инвалидностью и повысить их статус на рынке труда, то проведение «кружков от чемпиона» - еще более сложная задача для участников, мотивирующая их не останавливаться на достигнутом, а повышать свой уровень владения компетенцией уже в новом качестве -  учителя, мастера.
Невозможно переоценить личностное и социальное значение «кружков от чемпиона». Учащиеся и студенты охотно записываются в эти кружки, чтобы приобрести желаемые навыки и узнать секреты успеха чемпиона, который не сильно отличается от них по возрасту. Самому же ведущему кружок - юному преподавателю - полезно освоить азы истории и теории преподаваемой компетенции, которая ему обязательно понадобится в будущем, приобрести необходимый опыт общения и почувствовать свою значимость в цепочке «старший мастер - мастер - ученик». Необходимо научиться не только демонстрировать отличное владение профессиональными компетенциями, но и передавать их, растить новых чемпионов. А это ответственная задача.
Но самой главной особенностью, отличающей «кружки от чемпиона» от других кружков города, является то, что и юный преподаватель, и участники кружков имеют инвалидность не одинаковой, а различной нозологии. Кроме того, на кружки свободно можно записаться на портале госуслуг города Москвы, поэтому записываются на них не только инвалиды, но и обучающиеся, и студенты без нарушений в развитии. Это, с одной стороны, осложняет задачу ведущим кружки - победителям с инвалидностью, но в то же время и сильно мотивирует их на раскрытие своих же собственных возможностей, способствует сверхкомпенсации нарушенных функций и повышает самооценку. Победители «Абилимпикса» справляются и с этим, демонстрируя еще и еще раз не только свои способности, но и волю к победе уже над собой, над своими проблемами, вызванными состоянием здоровья. При этом ребята под чутким руководством своих наставников продумывают виды деятельности и подбирают такие формы работы, которые были бы доступны всем, кто пришел на кружок, чтобы «слушатели» ушли с конкретным результатом.
Так, например, в колледже малого бизнеса №4 на сегодняшний день функционирует 7 «кружков от чемпиона». Четыре из них ведут неслышащие учащиеся и студенты («Ключ доступа», «Волшебный стежок», «Журналистика как профессия», «Занимательная реалистичная флористика»). Но к ним на кружок приходят учиться также школьники и студенты с нормальным слухом и речью. В связи с этим победителям приходится четко планировать свою работу на кружке, продумывать оформление помещения и доски, готовить интересные презентации и задания, а также - что очень важно для людей с нарушением слуха - стараться говорить внятно, много работать над своей речью. Ведь они  учителя...
Ведущие трех других кружков колледжа, имеющие инвалидность по другому заболеванию, потрясают своих учеников сосредоточенностью во время работы и очень тонким чувством красоты («Веселый сапожник», «Волшебный бисер», «Конструирование изделий из фетра»). И хотя научить навыку преобразования окружающего мира в конкретную, сделанную руками человека работу необыкновенно трудно, это удается победителям «Абилимпикса».
Все ведущие кружков от «Абилимпикса» получают из бюджета города Москвы заработную плату, что является для них дополнительным стимулом к приложению своих навыков и умений, своих усилий, к исполнению желания каждого разумного человека -  стать самостоятельным и состоятельным, обеспечивать себя и в будущем свою семью. Кроме этого, победители «Абилимпикса» ощущают свою нужность городу, что прибавляет им еще больше уверенности в своих силах.   
«Кружки от чемпиона» стали, по сути, новой, увлекательной для всех экспериментальной площадкой Москвы, дающей результаты мастерства не только в профессии, но и в жизни, в работе над собой, в преодолении трудностей и в воплощении своих побед в деле на благо городу.

Наталья ОТДЕЛЬНОВА, учитель-дефектолог колледжа малого бизнеса №4