К примеру, в случаях, когда все в классе знают о способностях друг друга, классному руководителю необходимо построить работу по налаживанию системы взаимовыручки и помощи обучающимся, которые в данный момент готовятся к какому-либо конкурсу, олимпиаде или соревнованию. При этом важно, что в коллективе каждый из его членов знает и твердо уверен в том, что в следующий раз, когда уже он будет готовиться к какому-либо ответственному для него мероприятию, ему также помогут его одноклассники, как когда-то он им. Такая система становится возможной при условии грамотной работы классного руководителя в направлении формирования в классе доверительной системы взаимоотношений обучающихся между собой и по отношению к преподавателям.
Однако достижение всех этих результатов возможно лишь при создании определенных условий, позволяющих классному руководителю качественно выполнять свои должностные обязанности. В связи с этим каждый год в системе московского образования появляются все новые возможности для педагогов для профессионального развития в данном направлении своей деятельности. Увеличивается количество разнообразных курсов повышения квалификации именно для классных руководителей, которые позволяют раскрыть дополнительные аспекты данного вида деятельности и носят практико-ориентированный характер. Это позволяет повышать уровень профессиональной деятельности педагогов, в том числе уровень их управленческой деятельности коллективом обучающихся.
Следующим шагом на пути повышения престижности роли классного руководителя в системе образования явилось создание ассоциаций педагогов, объединенных общим направлением деятельности. В марте 2017 года в Москве создана Ассоциация классных руководителей. Работа данной организации позволяет педагогам обмениваться профессиональным опытом, обсуждать сложившиеся трудные ситуации при работе с обучающимися, находить совместные решения для различных задач, из которых складывается деятельность классного руководителя. Также важно отметить, что с каждым годом все большую популярность получают конкурсы профессионального мастерства различного уровня именно для классных руководителей, а не просто для педагогов-предметников.
Тенденции, сложившиеся в современной школе, позволяют повышать роль и статус классного руководителя в образовательной организации и системы образования в целом. Классный руководитель постепенно становится соединяющим элементом между обучающимися, преподавателями, обществом и родителями и, конечно, между самими детьми. Важно понимать, что именно педагог играет незаменимую роль в решении конфликтов, которые случаются в классе или образовательной организации в целом. Эту сложную задачу ему удается решить опять же благодаря более глубокому и четкому пониманию особенностей личности каждого из своих подопечных и его родителей. Таким образом, зачастую сложившуюся конфликтную ситуацию удается решить еще на уровне класса, не вовлекая в нее административный аппарат образовательной организации, который в любом случае имеет меньшее представление об участниках этого конфликта, что может стать причиной увеличения времени решения возникшей проблемы.
Современная система образования все больше внимания уделяет именно вопросам, посвященным образованию и гармоничному развитию обучающихся. Следовательно, и роль классного руководителя в системе образования возрастает с каждым днем. Он становится «начальником» класса, а классы в свою очередь формируют образовательную организацию. Эффективное взаимодействие «начальников» каждого класса между собой и своими «подчиненными» - учениками - является неотъемлемой частью и залогом успешного развития образовательного учреждения.
Классный руководитель играет одну из важнейших ролей в воспитательном и образовательном процессе. На каждом уровне образования, в каждой образовательной организации необходимо создавать все условия для возможного развития педагогов, ведь просто необходимо, чтобы у каждого ученика в памяти запечатлелось как можно больше радостных моментов и событий, связанных со временем его обучения, а этому будет способствовать исключительно грамотный и любящий свою работу учитель - классный руководитель.

Белла КИРАКОСЯН, директор Колледжа легкой промышленности