Всем понятна деятельность, которая связана с этим словом: подготовка к урокам, их проведение, проверка работ. Часто именно этот круг обязанностей, важный и нужный, привлекает выпускников избрать профессию учителя, придает ей романтический ореол, поскольку мир статистики и цифр за полученные учениками баллы остается за кадром.
С классным руководством дело обстоит иначе - сложнее, драматичнее. Многие учителя на вопрос о том, хотят ли они быть классными руководителями, отвечают отрицательно. Их ответ не зависит от того, занимаются ли они этой работой сейчас или нет. Часто не зависит ответ и от размера оплаты. Могут и все равно не хотят.
Само словосочетание «классное руководство» пугает расплывчатостью своего определения. Когда речь идет о терминах, то смысла спорить о них нет: о значениях терминов договариваются. Договорились ли все мы о том, что такое работа классного руководителя? Каков круг его обязанностей и прав?
Можно обратиться к должностным инструкциям, потому что само слово «инструкция» подразумевает указание на порядок действий и способ их выполнения. Начнем читать и увидим, что классный руководитель должен проводить, создавать, контролировать, взаимодействовать, отчитываться, организовывать. За каждой формулировкой кроется целый спектр видов деятельности. Даже проведение хорошего мероприятия для класса - это часы самостоятельной подготовки учителя, не говоря уже о том, что еще нужно узнать, спросить, уточнить, позвонить, договориться. Впору растеряться.
На первый взгляд все просто: нужно понимать, что более важно. Но каковы критерии для расстановки акцентов и приоритетов? Разрабатывать новые акты? Вроде важно и нужно. Но не получится ли так, что новые документы наложат новые обязательства без отмены старых? И учителя опять должны осмыслить, перестроиться, начать использовать. Могу только восхищаться преподавателями, которые между общением с детьми, подготовкой к урокам, проверкой работ найдут в своем рабочем графике в течение учебного процесса время еще и на это.
Определять ход работы будет не очередной акт, а личностное самоопределение учителя, который становится еще и классным руководителем. Он будет сам искать ответ на крайне непростой вопрос: кто такой классный руководитель в современной российской школе? Только звучать он будет, наверное, иначе: кто я как классный руководитель?
Вопрос непростой и в силу требований времени, которое подсказывает не только разные ответы, но и предполагает, чтобы все задачи решались сразу и одним человеком: административные, воспитательные, организаторские. В качестве администратора ты действуешь в интересах школы как государственного образовательного учреждения, как воспитатель ты учитываешь в первую очередь интересы и нужды детей, в обязанности организатора входит создание коллектива и атмосферы в нем. Позавидуешь поневоле трем головам дракона.
Как это совмещать? Будет ли человек, в строгом порядке осуществляющий контроль за посещаемостью и дисциплиной, для воспитанников альтернативным взрослым, к которому они придут со своими проблемами? Над этим нужно глубоко и серьезно задумываться, искать пути решений. И перед учителем встает непростая дилемма: как быть хорошим учителем и хорошим воспитателем (администратором, организатором) одновременно?
Но даже при условии, что классный руководитель успешно справляется со всеми перечисленными выше и другими обязанностями, что ляжет в основу критериев для оценки результатов его работы? Как выявить, например, заботу об интересах детей? Формальные показатели придумать можно, но будут ли они отражать объективную картину?
Иногда выпускники, навещая родные стены, делятся своими воспоминаниями о годах обучения и рассказывают про случаи из школьной жизни так, как они их видели. Они очень ценят те моменты, когда классные руководители в сложных ситуациях говорили с ними и выслушивали их. И остаются благодарными за поддержку и заботу в подростковые годы. Какому критерию это соответствует? Он легко укладывается в рамки здорового человеческого общения, но его не приравняешь к мероприятию или экскурсии, легко поддающимся подсчетам. И учитель, проявляя неподдельную заботу, вряд ли помчится рассказывать о проведенной работе. К этому уже сложно относиться как к должности, за которую платят. Это ответственность, которая определяется не должностными инструкциями, а отношением к детям.
Порой возникают ситуации, когда учителю приходится пренебречь своими преподавательскими обязанностями, для того чтобы уделить время ученикам своего класса. Педагогу необходимо принять непростое решение: посвятить время учительской нагрузке или классному руководству. Может быть, имеет смысл не вменять классное руководство в обязанность каждому учителю, а оставлять за ним право свободного выбора: быть или не быть.
Трудолюбивые и обязательные будут стараться выполнить то, что должны. Очень хочется, чтобы финал дня у этого учителя был не таким, как в анекдоте, который только кажется смешным: «Часы не отдам, классное руководство забирай». Совсем не смешно, если задуматься, почему учительница так поздно возвращается домой, почему ее никто не встретил и почему она, даже в ситуации, связанной с риском для жизни, думает о работе. Классное руководство - хорошее подспорье для создания благоприятной атмосферы в школе, но если это те же учителя, как им распределить свои силы так, чтобы не чувствовать опустошенности и изможденности каждый раз, как заканчиваются рабочие сутки, и успеть восстановиться до завтрашнего утра? Педагогу, учителю и классному руководителю, нужно иметь свой источник силы и вдохновения. Счастье, если он успевает ходить к нему.
Был и другой анекдот, в котором учительница жалуется таксисту на трудности профессии, а на вопрос, чему ее учили в институте, отвечает: «А в институте нас учили терпеть и смиряться».  Терпят и смиряются не потому что должны, а потому что главные качества учителя - человечность, доброжелательность, стремление понять другого. Без этого настоящего учителя быть не может, без этого классный руководитель не сможет заботиться о своих воспитанниках. Но важно не забывать и о том, что учителя тоже нуждаются в понимании.

Борис ИЛЬИН, учитель русского языка и литературы школы №498