Главная задача тематической диагностики - определить уровень гражданской зрелости учащихся, окончивших основную общеобразовательную школу. Есть ошибочное мнение, что проверить уровень сформированности гражданского самосознания учащихся невозможно. Но критики диагностики в сфере воспитания забывают о том, что кроме гражданских и патриотических чувств есть гражданские и патриотические ценности и знания, уровень освоения которых может быть измерен. Авторы создали диагностику, в которой главным объектом проверки являются знания о самых важных и значимых периодах истории России. Акцент сделан на те события, в которых в наибольшей степени проявлялись дух, мужество и творческие силы российского народа. Поэтому можно сказать, что диагностическая работа «Героические страницы истории России» является инновационным продуктом.
Авторы диагностики дают расширительное толкование героизма. Задания диагностической работы включали в себя не только страницы военной истории. Это и духовные свершения, подвижнические подвиги служителей церкви, открытия и достижения ученых, конструкторов, землепроходцев. Отдельным блоком в диагностику были включены задания по истории Великой Отечественной войны, связанные с 75-летием начала коренного перелома в войне (Сталинградская битва). Материал работы содержательно охватывает значительный период отечественной истории, начиная с событий XIII века, где отражается героическая борьба русского народа против монгольского нашествия, и заканчивая успехами Советского Союза в области освоения космоса.
Одной из важнейших положительных сторон диагностики является персонификация отечественной истории. Во время ее прохождения перед учениками открывается галерея исторических личностей от игумена Сергия Радонежского до конструктора космических кораблей Сергея Королева. Для национальной истории очень важен акцент на значимости этих личностей и оценке их вклада в развитие нашего государства.
Отличительной чертой диагностики является активное использование наглядности. Это исторические картины, карты, марки исторических серий, изображения старинных реликвий - памятных монет, орденов, медалей, а также галерея скульптурных памятников, посвященных героям Великой Отечественной войны.
Героизм в российской истории - важная составляющая для развития молодого поколения, поэтому этой теме необходимо уделять значительное место в школьной программе. Она позволяет решать широкий спектр воспитательных задач, а также формирует ценностные установки подрастающего поколения, патриотические чувства, гражданскую идентичность. Поэтому тематические диагностики, посвященные героическим свершениям русского народа, имеют большое значение в оценке качества подготовки столичных школьников. Считаю, что традиции проведения таких диагностик должны быть продолжены.

Иван ФЕДОРОВ, учитель истории школы №1539