- Мария Александровна, совсем недавно вы выступали на селекторе «Новые технологии для новых результатов» в Департаменте образования города Москвы, где рассказали о своем опыте в создании сценариев на платформе проекта «Московская электронная школа» (МЭШ). Расскажите, пожалуйста, почему вас заинтересовал этот проект? Что вдохновило?
- Все началось в электричке. Случайно услышала, как болтали попутчицы: «Ты ж у нас училка! Так вот, скоро никого из вас не будет! Вишь, че пишут?!» Дама средних лет тыкала пальцем в какую-то газету. А я заметила только два слова заголовка «...без учителей?» Насторожилась. Достала смартфон. И через пять минут я узнала, что такое МЭШ. И что несколько молодых учителей сделали электронные уроки для всего города. Получили гранты. Шагнули в будущее под аплодисменты коллег. Молодцы... А я? И я тоже хочу. Это был настоящий вызов. Долгожданный вызов, который захотелось принять.
- Интересно ли использовать МЭШ на уроках? Как реагируют дети на урок в интерактивной форме?
- Дети встретили МЭШ с восторгом. В глазах ребят учитель стал кем-то вроде «повелителя гаджетов». Кроме того, я заметила, что период высокой концентрации внимания стал значительно дольше. Даже уставший ребенок не разглядывает облака в окне. Не отвлекается на игры в телефоне. В фокусе всегда интерактивная панель и то, что происходит в классе.
- Недавно вы начали вести свой YouTube-канал, где в доступной форме рассказываете учителям, как создавать собственные сценарии на платформе МЭШ. Почему вы выбрали формат видеоблога и в чем его преимущества?
- Во-первых, видеоуроки позволяют масштабировать время. Например, за 10 минут индивидуально обучить 1000 человек невозможно. А видеоролики позволяют это сделать.
Во-вторых, влог - формат живой, интерактивный. Можно добавлять ролики по мере появления идей. Например, создавать видео по запросу коллег. Кроме того, система обновляется, появляется новый функционал, о котором тоже полезно рассказать коллегам.
- Скажите честно, кого учить интереснее - детей или взрослых?
- Интересно должно быть в первую очередь ученику. А наша работа в принципе нескучная. Каждый студент - и взрослый, и ребенок - загадка. Он ставит перед нами изобретательские задачки. Дает простор для эксперимента. Что происходит у него в голове? Что мотивирует? Как передать ему знания? Как привести к «эврике»?
Скучно только проверять контрольные вручную. Но я надеюсь, что МЭШ поможет ликвидировать этот элемент монотонности.
- Задумывались ли вы о том, чтобы сменить род деятельности?
- Уже сменила. После института 10 лет работала журналистом-международником. Теперь - учитель. Школа - комфортное место работы: нормированный день, длинный отпуск. Здесь ценят время. Поощряют инициативу. Приветствуют новые проекты.
- Вы уже достигли многого: победитель метапредметной олимпиады «Московский учитель», финалист «Учителя года Москвы», лауреат гранта мэра Москвы в сфере образования... Каковы планы на будущее? Связываете ли вы свои перспективы с МЭШ?
- Вот три моих желания.
Во-первых, я хочу разработать и опубликовать в МЭШ 6 модулей по английскому языку, то есть сделать программу на целый год и предложить учителям систему, чтобы коллеги, которым понравились мои сценарии, могли работать с ними и дальше. Во-вторых, у меня есть идеи нескольких проектов, которые я бы хотела предложить городу. И в-третьих, хочу через 3 года вернуться на конкурс «Учитель года Москвы».
- Верю, что все получится! Последний вопрос: какие советы можно дать учителю, который только приступает к работе с МЭШ?
- Мечтайте! Созидание начинается с мысленного образа. Представьте в деталях, каким великолепным будет ваш урок.
Запритесь в кабинете! Не отвечайте на телефонные звонки, не пейте чай, не проверяйте тетради. Максимальная концентрация на МЭШ.
Побеждайте! Успех приходит к тому, кто не опускает руки. Разбирайтесь с тем, что не получается. Преодолев трудности, вы насладитесь тем, что стали сильнее и опытнее.

Юлия ИГУМНОВА, учитель русского языка и литературы школы №192, заместитель председателя Межпредметной ассоциации содействия совершенствованию системы столичного образования