Однако даже при высокоразвитых информационных технологиях учитель все время находится в поиске и задается вопросами. Действительно, как разнообразить традиционный школьный урок? Как использовать преимущества, которые дает культурно-образовательная среда огромной столицы? Как сделать так, чтобы богатство музеев и библиотек не покоилось на полках, а предстало перед школьниками и помогло проиллюстрировать и эмоционально окрасить информацию школьных уроков, а в некоторых случаях, возможно, даже стало основой мыследеятельностного подхода в образовании?
Один из учебных корпусов школы №627 носит имя русского драматурга Александра Николаевича Островского. Это ко многому обязывает. Мы частые гости дома-музея писателя на Малой Ордынке. Урок, представляющий жизненный путь Островского, проходит именно там, в атмосфере его дома с деревянными полами, уютной печкой, кроватью с медными набалдашниками и фотографиями на стенах. Учитель заранее предлагает вопросы, на которые нужно найти ответы в музее. Эти вопросы даются с учетом разных возможностей учеников - в форме кроссвордов (это просто форма контроля усвоения материала) или творческих заданий - подготовить и провести в школе виртуальную экскурсию для младших школьников, используя в качестве иллюстративного материала собственные фотографии, сделанные в музее, или же создать буклет-рекламу музея, также используя авторские фотографии. Таким образом учащиеся включаются в процесс активизации и применения полученных знаний на практике.
Имя Островского - символ русского театра. Любовь к театру начинается, как и сам театр, «с вешалки», а перерастает в увлечение - за кулисами. За последний год наши ребята побывали за кулисами театра имени Пушкина и своими глазами увидели гримерку знаменитой Турандот - Юлии Борисовой, посетив закрытую для зрителя часть театра имени Вахтангова. То, что раньше казалось неосуществимой мечтой - посмотреть, как рождается спектакль, стало возможным благодаря новым взаимоотношениям между театром и зрителем, в первую очередь школьником. Конечно, эти новые формы работы ни в коем случае не исключают хорошо известные и традиционные - просмотр спектаклей с последующим обсуждением, сопоставлением с литературным произведением. Как и при посещении музея, от преподавателя требуется предварительная подготовка: нужно сориентировать учеников, на что при просмотре спектакля обращать внимание (идея спектакля, игра актеров, декорации и костюмы, их смысловая символическая нагрузка, освещение, музыкальное сопровождение). Для удобства учителей Москва предлагает в этом направлении новый театральный проект «Школьная классика». Интересную работу ведет РАМТ, организовав для московских учителей клуб и устраивая совместное обсуждение спектаклей, в котором принимают участие и педагоги, и актеры, и режиссер. В дальнейшем предполагается, что к этому присоединятся и дети. В прошлом году на такое обсуждение был вынесен спектакль «Демократия».
IV Городская метапредметная детско-взрослая читательская квест-конференция, организованная Департаментом образования города Москвы, Московским институтом открытого образования, РГУ нефти и газа имени И.Губкина, Государственным литературным музеем и лично специалистом МИОО Натальей Борисовной Тралковой, дала возможность нашим учащимся открыть для себя очень много интереснейших образовательных площадок. Я не случайно перечислила всех организаторов этой конференции, так как это был действительно глобальный общемосковский проект. Изучая экспонаты в музее Достоевского, разновозрастная команда нашей школы вела исследование по теме «Влияние детства Достоевского на темы и сюжеты его ранних произведений». Еще до посещения музея ребята прочитали рассказ «Мальчик у Христа на елке», повести «Бедные люди», «Неточка Незванова», отрывок из «Братьев Карамазовых» «Мальчики», затем прослушали экскурсию и занялись самостоятельным изучением материалов, связанных с детством писателя. Результатом работы стало интересное сопоставление детских впечатлений писателя с мотивами и настроением его произведений.
Литературный музей на Петровке, 28 (куратор проекта Галина Викторовна Великовская) предоставил возможность старшеклассникам самим подготовить и провести экскурсии (правда, в качестве слушателей выступали только старшеклассники из других школ и жюри). Команде нашей школы согласно жеребьевке достался рассказ о В.Маяковском. Предварительно ребята ознакомились с экспозицией, сфотографировали экспонаты, но профессиональных экскурсоводов по этому материалу не выслушали (таково было условие конкурса!). Учителя, участники команды, посоветовали ребятам, как сделать экскурсию захватывающей для слушателей. Научность и одновременно эмоциональность, простота и в то же время полнота материала, умение видеть аудиторию, грамотная речь - все эти подчас взаимоисключающие требования нужно совместить при создании авторской экскурсии. Потом начался период подготовки, подбора текстового материал, его сокращения, поиска интересных фактов, которые были бы связаны с экспонатами. Далее составление текста экскурсии и разделение его между тремя экскурсоводами с учетом их сильных сторон. Владимир Калашников прекрасно читал энергичную лирику Маяковского, Руслан Агаев знакомил с эпохой и фактами из жизни Маяковского, Ксения Зубко трогательно рассказывала о взаимоотношениях поэта с Лилей Брик.
На кафедре геологии РГУ нефти и газа им. И.Губкина (завкафедрой В.П.Гаврилов) члены нашей команды Алексей Климов и Алексей Лапин участвовали в увлекательнейшем конкурсе «Читаем космические снимки Земли», а в музее космонавтики представляли самостоятельно составленный туристический маршрут по Вологодчине (предварительно побывав в Вологде). Ребята провели мониторинг достопримечательностей, мест проживания и питания с учетом стоимости - составили логистику маршрута Москва - Вологда - Череповец - Москва.
Надо сказать, что детско-взрослая команда нашей школы после почти полутора месяцев соревнований, очень сложных на фоне общей загруженности школьников, вышла победительницей в этой квест-конференции. Мы завоевали «Нику». Из 30 конкурсов в 12 мы победители, в 6 конкурсах заняли второе место, в 7 конкурсах - третье место, то есть без мест мы остались только в 5 конкурсах. Но самое главное - это был прекрасный подарок школьникам от Москвы. Участие в этом проекте - самое сильное впечатление за последние несколько лет и для школьников, и для педагогов. Он объединил и подружил тридцать человек всех возрастов, открыл для школьников новые горизонты в самых разных областях деятельности. Ничего нет более нравственно здорового и крепкого, чем объединение на основе общего дела и общих интересов.
Еще один бессменный помощник для школ - библиотеки. Мы сотрудничаем с четырьмя библиотеками. С недавних пор - и это очень приятно - с ФГБУ РГБ, попросту говоря с Ленинкой. Учащиеся нашей школы Вероника Дорофеева и Милица Эггерт подготовили и защитили исследовательские проекты, посвященные юбилею Сергия Радонежского, «Преподобный Сергий Радонежский в музыке» и «Образ Преподобного Сергия в творчестве Н.Нестерова». Проект Вероники Дорофеевой стал призером этого конкурса.
Благодаря прекрасной инициативе библиотеки №183 имени Данте Алигьери - конкурсу «Читаем русскую классику» - учащиеся получили дополнительную возможность соревноваться в исполнительском мастерстве. Уровень мастерства участников очень высок, многие являются студентами театральных училищ. Это дает возможность услышать профессиональное исполнение и поучиться. Заключительный концерт по эмоциональности и яркости исполнения не уступал, на мой взгляд, концерту профессионалов. От нашей школы призерами этого конкурса стали Еванжелина Снежко и Максим Поляков.
 Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева» не первый год приглашает участвовать в конкурсе буктрейлеров. В прошлом году он был посвящен году кино. Требовалось создать буктрейлер по экранизированной книге. Даниил Волков представлял повесть Булгакова «Собачье сердце».
Образовательный потенциал столицы неисчерпаем. Город реализует такие проекты, как «Музеи - детям», «Ночь искусств», парк «Зарядье», «Новая эра ВДНХ» и другие, а также привлекает учащихся к изучению истории и культуры Москвы в рамках проведения городских олимпиад «Музеи. Парки. Усадьбы», «История и культура храмов столицы» и «Не прервется связь поколений».
Благодаря ресурсам мегаполиса и развитию информационных технологий Москва стала сокровищницей знаний, открытой для школы.
Задача школ - использовать богатства этой сокровищницы, искать новые формы взаимодействия с городскими организациями и постоянно совершенствовать их, ориентируясь на требования времени, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

Мария СУББОТА,
учитель-словесник школы №627, заслуженный учитель РФ