Владимир ГОЛОВНЕР, учитель химии школы №1259, стаж работы 28 лет:
- Известно, что дети (в том числе и студенты) сами каким-то образом распознают, что дозволено в присутствии данного учителя, а что нет, где проходит граница допустимого в отношениях с данным учителем. И определяют они это в первые же минуты знакомства с новым учителем. Поэтому важнейшее правило: на первом же уроке с новым классом ни в коем случае не допускать тех дисциплинарных явлений, которые вам кажутся нежелательными. Не начинать урок, пока ученики шумят. Не допускать ситуации, когда учитель и ученики говорят одновременно. Не оставлять без внимания, если класс отвлекается. В то же время не следует превращать урок в чисто дисциплинарный поединок с классом. В общем, можно сказать, что все определяется настроем, с которым сам учитель идет на урок, и его личной харизмой. Настрой можно себе задать, а харизма постепенно приобретается. Помню, что для меня было вызовом, когда один из классов начал на уроке тихо гудеть. Знаете, такая ситуация: все гудят с закрытым ртом и никого по отдельности уличить нельзя. Я спокойно объяснил, что ценю то, что они способны на коллективное действие, но оно разрушительно для нашего общения, поэтому я прошу прекратить. Подействовало. Мне кажется, помогло то, что я не стал раздражаться, ведь ребята явно хотели проверить, можно ли взбесить учителя. А вот негативный пример из моего опыта. Класс слабо работал на уроке, не концентрировался на учебных задачах, отвлекался... Я пообещал, что урок будет продолжаться до тех пор, пока мы не разберем весь запланированный материал. В итоге (урок был последним) мы просидели с ними почти три урока вместо одного. Эффективность работы при этом была крайне низкой, дети пожаловались родителям, родители выразили большое недоумение... В общем, ставка на наказание (растягивание урока) оказалась неверной. Правда, вот вопрос: что надо было делать? Видимо, смириться с потерей этого урока, а в следующий раз придумать иную форму урока, поставив учеников в ситуацию активной деятельности...

Александра НИЧИПОРОВА, учитель английского языка многопрофильного лицея №1799, стаж работы 12 лет:
- В самой постановке вопроса заложена мысль о том, что решить проблему с дисциплиной в классе можно раз и навсегда, просто «зарекомендовав» себя в качестве авторитетного учителя в глазах учеников. Однако этот процесс гораздо сложнее. Дисциплина в классе - явление, зависящее от многих факторов, в том числе от времени проведения урока. Остановимся на этом подробнее.
Если данный урок находится в расписании в начале рабочего дня, то можно рассчитывать на собранность учащихся и планировать интенсивное изучение нового материала, а также опрос. Когда же урок проводится во второй половине учебного дня, удержать внимание учеников будет проще, если посвятить занятие повторению ранее изученных тем, использовать, возможно, игровые элементы. В моей практике случалось, что расписание менялось и класс приходил на урок английского языка после физкультуры. Детям сначала было трудно сконцентрировать внимание на поставленной задаче, и они начинали отвлекаться и переговариваться. Поэтому оказалось целесообразным использовать презентацию, для того чтобы сначала дать ученикам сосредоточиться на теме урока, а затем перейти к изучению нового материала.
Сохранение дисциплины в классе каждый раз оказывается производным от грамотно продуманной структуры урока.

Юлия ПОЛУХИНА, преподаватель русского языка колледжа сферы услуг №3, стаж работы
4 года:
- Перед началом занятия я часто волнуюсь. Как обрести спокойствие на уроках? Как сделать свой открытый урок успешным?

Светлана СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы школы №480 имени В.В.Талалихина, стаж работы 10 лет:
- Несмотря на достаточный опыт работы в школе, все равно иногда испытываю волнение, идя на урок: смогу ли заинтересовать ребят? удержать их внимание? хватит ли времени?..
Проснувшись утром, скажите себе, что все будет хорошо, начинайте день с улыбки. Если ученики видят своего учителя улыбающимся, спокойным, значит, все в порядке. Они чувствуют вашу уверенность и работают спокойно.
Если волнуетесь, старайтесь говорить кратко, простыми конструкциями. Никогда не говорите одновременно с учениками, дождитесь полной тишины: они должны понимать, что ваши слова самые важные, вы главная на уроке. Старайтесь не повышать голос - если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише...
Самое главное - необходимо самому быть заинтересованным в своем уроке, то есть искренно получать удовольствие от самого процесса. Вести урок с энтузиазмом... На одном из открытых уроков несколько лет назад я настолько увлеклась рассказом, что даже не заметила, что присутствовала моя коллега из другой школы.
Всегда помните о том, что вы знаете этот материал, поэтому повода для волнения нет. Удачи вам и профессиональных успехов!

Елена ТРЕТЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1259, стаж работы 26 лет:
- Важно, чтобы у присутствующих создалось ощущение «послевкусия» концерта хорошего симфонического оркестра: единый коллектив, управляемый умелым дирижером, завораживает чарующей музыкой. Продумываю формы работы, дающие возможность продемонстрировать то, что ученики умеют делать хорошо. А еще выстраиваю урок так, чтобы родители, присутствующие на уроке, были тоже вовлечены в процесс или в качестве компетентного жюри, или в качестве экспертов, или же, если урок проходит в старших классах, раздаю чистые тетради и прошу родителей включиться в урок и выполнить те же задания, что и дети (задания, правда, подбираю сложные, требующие нестандартного подхода). И, что удивительно, дети справляются с этими заданиями быстрее и успешнее. А родители, включившись в работу и почувствовав себя школьниками, уже с интересом начинают воспринимать то, что происходит на уроке.

Юлия КОНДАКОВА, учитель английского языка многопрофильного лицея №1799, стаж работы 16 лет:
- Мой первый открытый урок был посвящен теме моды в жизни подростка. В моем классе были и мальчики в татушках, рваных джинсах и металлических цепях на шеях, и девочки с пирсингом, с розовыми челками и в коротких майках. Поэтому тему долго выбирать не пришлось. Все сложилось само собой. Продумала план урока, заранее сняла на камеру интервью с родителями и детьми (своего класса), отвечающими на вопросы о моде в жизни подростка (некоторые учащиеся выступали в роли переводчиков). Подобрала тексты и аудиозаписи, соответствующие теме. Продумала вопросы и задания к текстам. Дети подготовили короткие презентации о моде в своей жизни. Было очень интересно, ярко и необычно. Дети с удовольствием рассказывали о своих пристрастиях в моде, изображая из себя ходячих манекенов, увешанных побрякушками. Поговорили и о том, что каждый человек имеет право одеваться, как ему удобно, но все-таки в школу следует ходить в приличном виде.  На урок были приглашены директор школы, преподаватели и родители «отъявленных хулиганов». Надо заметить, что урок шел на английском языке, дети очень старались и доказывали, что их стиль имеет право на существование. А родители, хотя, возможно, ничего и не поняли, но были приятно удивлены и горды тем, что их детки говорят на английском языке, распознают английскую речь на слух и составляют краткий пересказ текстов, прочитанных с листа. Я осталась довольна уроком. А дети стали ходили в школу в более приличной и подходящей одежде.
Вот мои советы:
    Не бойтесь экспериментировать с темой. Ориентируйтесь на своих учеников, старайтесь подобрать ту тему, которая им близка и интересна.
    Подготовьте план урока и держите все время на виду (или вынесите на доску); заранее проверьте технику, она нередко подводит.
    Подготовьте наглядные пособия и музыкальное сопровождение, это внесет изюминку в урок.
    Не заставляйте учеников заучивать их роли на предстоящем уроке! Поверьте, срежиссированный урок очень хорошо чувствуется, он может оставить о себе неблагоприятное впечатление.
    Следите за временем! Вы должны закончить со звонком.
    Попросите детей высказать их мнения об уроке. Пусть назовут те моменты, которые больше всего понравились, а также укажут на то, что не понравилось.
    Анализ и самоанализ - неотъемлемая часть открытого урока. После окончания занятия уделите время коллегам и гостям, расскажите о целях и задачах урока, что хотели достичь и чего достигли.
    И самое главное - не бойтесь ошибиться и верьте в себя! У вас все получится!

Юлия СУЛИМОВА, учитель французского языка школы №1270, стаж работы 1 год:
- Насколько хорошо у вас получается рационально использовать время до и после уроков с пользой для работы и личной жизни?

Наталья КОЛПАКОВА, учитель английского языка школы №627, стаж работы 51 год:
- Порой кажется, что справиться со всеми учительскими проблемами не хватит суток: тетради, планы, заполнение журнала, а еще хочется сходить в театр, на концерт, посетить трендовые выставки, почитать книгу. Кроме того, надо быть в курсе того, что интересует современную молодежь, иначе им не о чем будет с вами разговаривать. Надо знать, какую музыку они слушают, какие книги читают. Чтобы все успевать в рабочий период, я выкраиваю 2-3 недели в летние каникулы и посвящаю их подготовке к новому учебному году: составляю планы, отбираю дополнительный материал, готовлю тесты, контрольные работы, индивидуальные карточки, делаю сама все упражнения из учебника. Это здорово экономит время, чтобы потом осенью, зимой, весной развлекаться, общаться с друзьями и бывшими выпускниками.
Я вообще не понимаю, что значит «не успела» проверить работы учащихся, приготовить семье обед, выполнить все бытовые дела. Самое главное - все делать с хорошим настроением, не охать: «Как трудно!», а говорить себе: «Это удовольствие». Учитель не профессия, а состояние души. А «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь».

Любовь КОРОТКИХ, руководитель структурного подразделения колледжа малого бизнеса №4, стаж работы 25 лет:
- Рационально использовать время необходимо и до, и после, и во время уроков. Это не всегда получается, но стремиться к этому необходимо всегда, иначе ничего не успеешь. Главное в этом (из личного опыта) все спланировать. Да, жизнь вносит коррективы, бывают сбои из-за непредвиденных ситуаций, но это жизнь! Есть программа-минимум, и есть программа-максимум (из уроков истории это всем известно). Так вот, программа-минимум - это когда ты еще не проснулся, а в голове план зреет: надо встать, сделать первое, второе, третье... И так далее. Едешь в транспорте и планируешь дальнейшие свои действия: «Приеду на работу - надо сделать первое, второе...» И так далее. После работы то же самое! И у вас еще появится время и для отдыха.


Дарья КОЧЕТОВА, учитель английского языка Многопрофильного лицея №1799, стаж работы 1 год:
- Как молодому специалисту не допустить «перегорания» на работе в школе?

Татьяна УМНИКОВА, учитель английского языка Многопрофильного лицея №1799, стаж работы 16 лет:
- Вы устали, устали физически и морально. Вам все наскучило и неинтересно. Среди общепринятых причин перегорания, таких как испортившиеся отношения с руководством или коллегами, перегрузки, рутинность работы, инерция, я бы выделила, на мой взгляд, самое главное – нарушение баланса между работой и частной жизнью. Вся ваша жизнь ограничена только работой.  Это плохо и страшно.  Но исправить можно.
Когда со мной случилось такое, я вначале не очень испугалась.  Ну, депрессия, ну хандра. Знала, что на процессе обучения это никак не скажется, я привыкла работать честно и добросовестно, вне зависимости от обстоятельств.  Но лучше не становилось.  Стала пытаться что-то менять в своей внешкольной жизни: записалась в спортивный клуб, хотя прежде ничего подобного и не могла себе представить, стала ходить на работу пешком, на выходные с друзьями поехали в Суздаль. Я заставляла себя все это делать, понимая, что нужны кардинальные перемены. Спасение пришло оттуда, откуда я его совсем не ждала. Из школы. Коллега записалась на курсы по обучению говорению (а это для нас, учителей иностранного языка, был совершенно новый аспект, который только вводился в ЕГЭ). Она и предложила мне учиться вместе. Я мгновенно согласилась. Вы не представляете, какой мотивацией это для меня стало. Ведь мы были первыми, с кем составители советовались, шлифовали формат. Мы готовили материалы и бурно их обсуждали, отвергая ненужное и добавляя необходимое. Коллеги, взрослые люди, осознание того, что ты делаешь действительно важно - вот это помогло мне тогда.  Депрессия так и прошла, за работой.  
Лекарство от перегорания на работе - это тоже работа, но чуть другая, под другим углом, с радостью, стремлением и желанием быть профессионалом.

Юлия СУЛИМОВА, учитель французского языка школы №1270, стаж работы 1 год:
- Если в классе есть ребенок с ограниченными возможностями, как помочь ему адаптироваться в коллективе? И дайте, пожалуйста, три совета молодым учителям, как повысить среднюю успеваемость в классе?

Светлана КРИЧМАРЬ, кандидат исторических наук, учитель истории, обществознания, права многопрофильного лицея №1799, стаж работы 40 лет:

- Об инклюзивном образовании в последнее время много говорят и пишут. Но поскольку делаются только первые шаги в сторону внедрения такого образования, в ходе реализации этой идеи появляется немало трудностей, ибо понятие ограниченные возможности очень широкое, а учителя сталкиваются с конкретными детьми, имеющими ограниченные возможности, и у каждого ребенка своя проблема.
Мне довелось быть классным руководителем и учителем истории и обществознания у девочки, которая практически не слышала. Поэтому делюсь опытом работы с ученицей именно с таким ограничением.
Как известно, основные проблемы при работе с детьми с ограниченными возможностями заключаются:
- в организации безбарьерной среды;
- в преодолении препятствий социального свойства;
- в особенностях организации учебного процесса.
Как я решала эти проблемы?
Первой проблемы в моем случае не было. Девочка самостоятельно добиралась до школы и передвигалась по ней, более того, она вместе с классом отправлялась во все поездки, в том числе и зарубежные, которые я организовывала.
Как я преодолевала препятствия социального свойства, такие как негативное отношение родителей к тому, что в классе с их здоровым ребенком обучается ребенок-инвалид, отношение детей к особому однокласснику? Никак. Мне повезло, и у меня таких проблем не было. Очень многое ведь зависит от самого ребенка и его родителей. Девочку класс принял, поскольку она была очень коммуникабельна, а ребята в классе были очень хорошо воспитаны. Правда иногда возникала проблема следующего свойства: ребятам не всегда нравилось, что Юля (так звали мою ученицу) не хочет считать себя человеком с ограниченными возможностями и ведет себя так, как будто никаких ограничений нет. Кстати, именно эта черта ее характера натолкнула меня на мысль, что мы можем поучаствовать в городском конкурсе проектов. И проект наш назывался «Я не инвалид». Мы заняли первое место. И не потому что жюри решило подыграть глухой девочке, а потому что она сумела убедить всех в том, что люди с ограниченными возможностями могут достигать огромных успехов. Кстати, Юля окончила школу с серебряной медалью.
Среди проблем особенностей организации учебного процесса можно выделить:
- неготовность педагогов обучать ребенка с проблемами здоровья наравне с обычными детьми;
- проблему итоговой аттестации учащихся.
Честно признаюсь, я была совершенно не готова к обучению такого ребенка, но выхода у меня не было. Юля была посажена за первую парту, и все, что я делала в классе, я делала, смотря на Юлю. А она считывала с губ. Так мы и учились. Еще раз подчеркну, что ни один ребенок в классе, ни один родитель никогда не возмущался данным обстоятельством, за что я им бесконечно благодарна по сей день.
А вот с проблемой итоговой аттестации мы столкнулись. Юле предстояло сдавать ЕГЭ по английскому, а первая часть экзамена - это текст, который надо слушать. Мы не смогли преодолеть чиновничьи барьеры, нас никто не услышал, а просили мы о малости - разрешить преподавателю этот текст прочитать Юле, что бы она могла считать его с губ. В результате Юле пришлось готовиться к экзамену, который предлагал вуз, тогда еще такое было возможно. Юля получила из 100 баллов из 100. Вот таков мой опыт. Считаю его бесценным и очень благодарна Юле, ее родителям, моим ученикам и их родителям за то, что я никогда не имела проблем с обучением ребенка с ограниченными возможностями.
Советы:
    Помните о полном принятии ребенка таким, какой он есть.
    Ознакомьтесь с литературой, где описываются возрастные особенности детей с ограниченными возможностями. Это поможет вам быстрее найти к ним подход и лучше организовать свои занятия с ними.
    Зная об особенностях детей, старайтесь использовать на занятиях средства, которые помогут такому ребенку наравне с остальными одноклассниками усваивать материал. В случае слабослышащих можно чаще задействовать визуальный материал, например различные презентации.

Любовь КОРОТКИХ, руководитель структурного подразделения колледжа малого бизнеса №4, стаж работы 25 лет:
 - Для учителя-предметника:
    Хорошо знать психологию детей, с которыми работаешь (возрастную).
    Хорошо знать каждого ребенка в классе (помогут психолог и классный руководитель).
    Хорошо знать методику преподавания (посетить уроки опытных преподавателей, не обязательно иностранного языка).
Для классного руководителя:
    Хорошо знать психологию детей, с которыми работаешь (возрастную).
    Хорошо знать каждого ребенка и родителей в классе (поможет психолог и классный руководитель).
    Держать на контроле успеваемость каждого ребенка (для этого есть журнал) и использовать все допустимые варианты помощи ребенку (привлекая родителей, если в этом есть смысл и толк).

Лаура ДЖАВАХИДЗЕ, учитель географии школы №627, стаж работы 22 года:
- В современных образовательных комплексах все больше открывается профильных классов, и, естественно, учителя должны учитывать интересы и направленность детей на определенные области и темы учебного предмета.
«Повысить среднюю успеваемость» - это вторичная задача. В первую очередь надо сделать свой предмет популярным, надо сориентировать учащихся и показать им, как полученные знания могут пригодиться в их будущей профессии. И даже если ваш предмет не вписывается в их профиль, надо объяснять ученикам, если хотите, внушать следующее: для того чтобы быть компетентными, интересными другим людям, своим будущим детям, надо изучать именно ваш предмет. Для примера, свои уроки географии или экономики я начинаю с обзора новостей, которые готовят сами учащиеся в форме презентации. Это дает возможность улучшить свою отметку по предмету, поработать в паре с одноклассником. Для учащихся классов физико-математического профиля больше времени отвожу изучению статистики, анализу карт, для классов социального профиля - истории формирования территорий стран, научным исследованиям творческим работам.
Главное - готовясь к уроку, изучайте больше материалов, чем предполагает школьная программа. И третий совет: умейте слушать и слышать своих подопечных, и у вас все получится.

Таисия КОШЕЛЕВА, учитель немецкого языка школы №1270, стаж работы 3 года:
- Должна ли школа организовывать при необходимости психологические тренинги для молодого специалиста?

Любовь КОРОТКИХ, руководитель структурного подразделения колледжа малого бизнеса №4, стаж работы 25 лет:
- Не надо так остро ставить вопрос «Школа должна...».
    В каждой школе есть педагог-психолог, который никогда не откажет, если вы придете к нему с вопросом, просьбой помочь.
    Если в школе работает несколько молодых специалистов, у которых возникают какие-либо вопросы или проблемы, требующие психологической помощи и поддержки, можно обратиться с просьбой к администрации, к директору школы, и они обязательно помогут и подскажут.
    Есть методисты-психологи в Городском методическом центре, куда может обратиться администрация с просьбой организовать и провести не только тренинги, но и тестирование, и индивидуальные беседы.
    Есть Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы. На сайте - план работы и мероприятий, которые вам могут быть интересны.

Евгения ТРОИЦКАЯ, социальный педагог многопрофильного лицея №1799:
- Как организовать выезды с детьми в другие города?

Марина ГОВОРОВА, учитель обществознания школы №1259, стаж работы 22 года:
- Несмотря на то что у современных детей есть огромные возможности для путешествий со своими родителями по всему миру, организованные выезды с детьми в другие города России на экскурсию остаются самой распространенной формой внеурочной деятельности. Как сделать так, чтобы это мероприятие оставило яркие впечатления у детей и одновременно выполнило ряд педагогических задач, которые ставит учитель? Вот несколько советов:
    Выбирайте город для посещения вместе с детьми или предложите на выбор 2-3 варианта. Если интересы разойдутся, это даже лучше. Предложите им по группам «защитить» свой город. Это позволит им осуществить первичное знакомство с городом, в который собираются поехать.
    Программу поездки (ее внутреннее наполнение) по возможности составляйте самостоятельно, даже если вы организуете поездку через турфирму.
Учитывайте возраст, интересы детей и выбирайте по возможности интерактивные программы (так, чтобы дети были не простыми слушателями, а участниками процесса).
Помню, как со своими восьмиклассниками собрались в Санкт-Петербург на три дня. Взялась за программу сама. Отказалась от традиционной обзорной экскурсии, похода в Эрмитаж... Заменила их на интерактивный музей воды и прогулку по каналам Невы. Разделив ребят на команды (благо со мной был коллега, который смог взять на себя обязанности куратора одной из групп), придумала задания по самостоятельному знакомству с городом (смотри приложение). После ужина каждая группа презентовала результаты своей работы прямо в холле гостиницы, а по завершении презентаций все вместе пошли смотреть на развод мостов. А потом загадывали желания и выпускали в звездное ночное небо горящие фонарики. Вечером следующего дня сходили в театр (дети были любителями этого вида искусства), посидели в кафе, обсудили постановку, а затем погуляли по ночному городу.

Анна АЛХАЗОВА, педагог-психолог школы №627, стаж работы 20 лет:
- Современная школа уже давно вышла за рамки школьно-урочной системы. Дети активно продолжают учиться на экскурсиях, в походах, в поездках, посещая музеи и театры. Москва - город больших образовательных возможностей, но, несмотря на это, при изучении истории, географии, литературы может возникнуть желание увидеть все своими глазами, узнать из первых уст. И тогда встает вопрос: а как же организуются такие поездки? Родительское сообщество принимает на родительском собрании решение о выезде за пределы города Москвы. В протоколе родительского собрания фиксируется решение родителей по этому вопросу. Родители  заключают договор с туристической фирмой (фирма предоставляет документы на право заниматься данным видом деятельности), которая организует покупку билетов, проживание, экскурсионное обслуживание, питание, а со стороны заказчика требуется только организовать медицинское сопровождение. Если родители не обращаются в туристическую фирму, то тогда родительский комитет самостоятельно организует покупку билетов, проживание, питание и экскурсионную программу, медицинское обслуживание. И важно помнить, что если время в пути более 12 часов, то необходимо организовать горячее питание детей.

Валентина ГАЛКИНА, методист Дома детского творчества, стаж работы 41 год:
- Куда поехать с учениками 1-го класса? Куда поехать с 5-м классом? Что будет интересно младшим школьникам, а какие экскурсии предназначены для старшеклассников? Не откладывайте организацию поездки на последний момент! Лучше всего заранее - в начале учебного года - распланировать примерный график поездок для класса.
Но вначале пригласите всех детей на прогулку всем классом в ближайший парк (а для них это экскурсия) - откликнется весь класс, и даже родители согласятся помочь. Необходимо согласие и второго учителя. Представим, что согласился и второй учитель - теперь нужны согласие директора, приказ по школе, заявление от родителей, подписи об инструктаже по технике безопасности. С этим может справиться только инициативный учитель. Теперь, исходя из возможностей местности и возраста учащихся, ставим цели и задачи мероприятия. Если это прогулка, то мероприятие может носить ознакомительный характер. Это могут быть отдельные конкурсы и задания относительно данной местности, небольшие эстафеты, соревнования. Дети с удовольствием отвечают на вопросы викторины, поют песни, мастерят поделки из подручного материала. Подведение итогов проводится в форме фотостендов, видеоотчетов.
В следующий раз можно организовать однодневный выезд на природу или День здоровья в загородном лесу.
Итак, основные условия успешной экскурсии таковы: удачный маршрут, компетентный руководитель, хорошая погода, дружная, сплоченная группа. Чем чаще учащиеся выезжают на экскурсии, тем сплоченнее коллектив, умеющий координировать совместные действия.
Готовьте детей к экскурсии заранее. Повторяйте правила поведения в автобусе, правила безопасности в людных местах, правила общения с экскурсоводом.
Все эти правила можно посмотреть в справочнике у директора школы «Инструкция по организации и проведению выездных мероприятий и практических занятий на местности с обучающимися и воспитанниками государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы».

Алена ТОЛОЧКО, старший вожатый школы №1468, стаж работы менее 1 года:
- Как оптимально организовать взаимодействие обучающихся разных возрастов в рамках ученического самоуправления?

Альберт ЯХУДИН, старший вожатый школы №480 имени В.В.Талалихина, стаж работы 10 лет:
- Прежде всего необходимо разработать модель ученического самоуправления, которая будет интересна детям всех возрастов: это может быть страна или республика, которой учащиеся придумают название, а потом распределят роли: президент, министры... На руководящие должности в такой стране, безусловно, следует выбирать старшеклассников, которые постепенно будут обучать младших школьников, повышая их статус.
Самое главное - показать, что роль каждого учащегося (12 ему лет или 17) важна, к его мнению прислушиваются, ему поручают выполнение пусть небольших, но важных задач.

Татьяна ШУБИНА, педагог-организатор внеклассной и внешкольной работы школы №518, стаж работы 29 лет:
- Несомненным достижением школы является создание разновозрастного коллектива, где дети постарше получают возможность стать лидером для детей младшего возраста, у них повышается ответственность за взятые на себя обязательства. Младшие получают помощь в важных для них вопросах и ощущают себя комфортно и защищенно. При этом, конечно, дети разных возрастов на равных должны участвовать в управлении школьной жизнью.
Проблему эффективного взаимодействия не решить просто тренингами на сплочение, в лучшем случае они помогут поднять настроение - поиграли и разошлись.
Непреложная аксиома: лучше всего объединяет совместная деятельность. И здесь на помощь приходит старый добрый совет дела. Пусть ученик восьмого класса организует веселые старты в начальной школе вместе с пятиклассником и девятиклассником или десятиклассник разработает квест вместе с семиклассниками.
Обязательно после успешно (или не очень) проведенного дела в неформальной обстановке, в доброжелательной атмосфере проведите разбор вместе с организаторами - вспомните веселые моменты, удачные находки, вместе подумайте, что сделать, чтобы в будущем избежать неудач.
И, конечно, сами сохраняйте и развивайте в себе способность к творчеству, не пускайте в душу равнодушие к профессии и формализм. Работайте ВМЕСТЕ с детьми.

Екатерина ШИРОКОВА, учитель математики школы №627 имени генерала Д.Д.Лелюшенко, стаж работы 1 год:
- Как влюбить в себя детей? Как нужно вести урок, чтобы дети с удовольствием шли на него?

Евгения БЛАГОДАРНАЯ, учитель истории и обществознания школы №1468, стаж работы 10 лет:
- У нас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Для ученика важно, чтобы в учителе был юношеский задор и энтузиазм. Попробовать подружиться с детьми, оставаться с ними, так скажем, на одной волне, то есть быть одновременно и взрослым, и ребенком. Сделать так, чтобы нам вместе было интересно, а именно спуститься с высоты наших знаний до незнания ребенка, и только вместе с ним совершить сложный путь восхождения по дороге знаний.
Ярким примером именно таких теплых и доверительных отношений являются мои дети - учащиеся 9-го класса. Вместе мы с ними уже 5 лет. И за все это время мы не утратили теплых, искренних отношений. В их жизни я занимаю далеко не последнее место. И наш путь любви начался с веры в них, их силы и возможности. Наши уроки - это уроки, где мы вместе трудимся, думаем, творим, стремимся к тому, чтобы ученик стал соавтором учителя. И не важно, какой предмет ведет учитель и сколькими годами исчисляется его педагогический стаж. Главное - чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек!

Вера ПАНОВА, преподаватель специальных дисциплин колледжа сферы услуг №3, стаж работы 39 лет:
- Ученик не должен видеть в вас «голос за стеной». Важно уделять внимание не только самому предмету, строго зачитывая лекции и выдавая задания одно за другим, нужно следить за их настроением. Не бояться быть более открытым по отношению к ученикам. Вы такой же, как и они, но старше и мудрее - вот почему авторитет за вами, а не потому что вы учитель, и это закон. Старайтесь быть другом, не стесняйтесь иногда подыгрывать ученикам или шутить в ответ на какую-нибудь «подколку», касающуюся предмета. Спрашивайте про их настроение и дела. Гармонично соединяйте свои знания и умения так, чтобы их подача детям проходила на ура. Превращайте лекцию в активное обсуждение, а на сложных заданиях давайте понять, что вы поможете им разобраться, если что-то не будет получаться, но сначала они должны попытаться сделать это сами.
Свои первые занятия я начинаю со знакомства с учениками, узнаю, почему они выбрали именно эту профессию, почему пошли учиться именно сюда и кем они планируют стать, когда закончат обучение. Рассказываю о предмете и об их профессии. Всегда стараюсь свои уроки строить таким образом, чтобы они были максимально наглядными и познавательными.

Елена ИВАНЮКОВИЧ, учитель русского языка и литературы школы №1468, стаж работы 32 года:
- Ученики влюбляются в учителей, которым доверяют.
Помню 1 сентября 1984 года. Торжественная линейка во дворе школы, много школьников и их родителей, музыка, шум... Поднимаемся с ребятами в кабинет, остаемся одна я и 27 моих учеников... На лицах ребят отражена некая тревога, в глазах испуг.
Мне же было, наверное, страшнее, чем детям. Набралась смелости и сказала: «Ребята, можно я вам почитаю стихи о школе, которые сама сочинила, когда была школьницей?» Прочитала. Смотрю испуг прошел, дети захлопали в ладоши, заулыбались. Так и началась наша взаимная любовь.