- Хочу поблагодарить редакцию «Учительской газеты» за внимание и интерес к нашему славному юбилею, - сказала Екатерина Михайловна. - Учителя - это самая главная аудитория наших научных и методических разработок, это сообщество, благодаря помощи которого уже 70 лет мы утверждаем позиции педагогики искусства в основном и дополнительном образовании, приобщаем молодое поколение нашей страны к вечным ценностям культуры.
Если говорить о наших главных достижениях и открытиях, то прежде всего хочу отметить, что наш институт продолжает активно и результативно работать, он выстоял в самые сложные времена перемен, сумел включиться в те глубочайшие изменения, которые произошли в российском образовании, более того, открыться инновациям, не растерять накопленные достижения и при этом добиться новых.
- Расскажите, пожалуйста, что сегодня он представляет собой.
- Наш институт - это:
✓    научные школы педагогики искусства, идеи которых известны не только в нашей стране, но и за рубежом;
✓    сплоченный творческий коллектив, в котором объединяются в работе над проектами самой разной проблематики - от широких теоретических обобщений в области модернизации художественного образования до изучения социокультурного портрета современного ребенка и подходов к педагогической поддержке одаренных к искусству детей и т. д. - известные российские ученые, члены-корреспонденты РАО, доктора наук и молодые исследователи, которые только начинают свой путь в науку;
✓    активная научная жизнь, которая позволяет развивать среду общения с коллегами, проводить междисциплинарные исследования, организовывать выставки, фестивали, форумы.
У нас работает аспирантура, и это тоже очень важное достижение. Так, начиная с 2001 года в институте было защищено 525 диссертаций, наши аспиранты работают в школах России, Белоруссии, Казахстана, Польши, Швеции. Без преувеличения можно сказать, что мы стали настоящей кузницей педагогических кадров высшей категории.
Возможность делиться идеями и объединять единомышленников предоставляют нам два научных журнала, которые действуют в институте, - это электронный журнал «Педагогика искусства», который включен в список рецензируемых изданий, утвержденный ВАК РФ, и «Учитель музыки». Подробности об этих изданиях можно найти на сайте нашего института art-education.ru.
- Должно быть, история вашего института - отдельный повод для гордости?
- Начнем с того, что он возник на базе Центрального дома художественного обслуживания детей, который был создан в далеком 1929 году. Первым директором учреждения стал Владимир Зельдович, секретарь Анатолия Луначарского при Наркомпросе. Поразительно, насколько даже в самые трудные годы высоко ценилась роль искусства в воспитании и обучении молодежи. В нашем институте в свое время выросли и самоопределились такие выдающиеся учреждения культуры, как Театр юного зрителя, Театр кукол Сергея Образцова, Детский хор Владислава Соколова, Московский детский музыкальный театр, Московский школьный театр. Достоянием института является коллекция детских рисунков, которая включает в себя работы ребят из более чем 90 стран мира за период с 1897 года. Официальной же датой возникновения НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук является 1947 год. Одним из первых директоров нового института стала Валентина Шацкая, советский педагог, пианистка, выдающийся деятель в области музыкально-эстетического воспитания. Важно отметить также, что за время существования нашего учреждения с ним сотрудничали такие деятели искусства, как Дмитрий Кабалевский, Борис Иогансон, Сергей Герасимов, Наталья Сац, Ролан Быков, Лев Выготский.
- Да, это и вправду замечательный путь. Что позволяет институту по-прежнему оставаться в авангарде российского образования?
- Думаю, что здесь можно назвать много факторов. Особо хочу выделить ту научно-методическую поддержку самых значимых и эффективных педагогических инициатив, которую постоянно осуществляют сотрудники института. Мы убеждены, что только объединение инициативных, творческих педагогов и постоянный конструктивный общественно значимый диалог могут реально содействовать развитию художественного образования во всех его направлениях.
Могу привести такой пример: у нас уже много лет работает доктор педагогических наук известный российский композитор Игорь Красильников. Его научные исследования связаны с возможностями современных технологий в художественном образовании. Так, созданная Игорем Михайловичем инновационная педагогическая технология «Интерактивное музицирование школьников» благодаря использованию возможностей электронных музыкальных инструментов позволяет приобщать к исполнительскому искусству самый широкий круг детей. Таким образом, музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников. На основе этой технологии проводятся полномасштабные концерты, в которых школьники выступают в сопровождении профессиональных оркестров. Подобные концерты с большим успехом уже не раз проходили в Москве, Якутске, Перми и других городах страны.
Так что наш коллектив очень мобилен, он готов включаться в самые современные и востребованные направления не только художественного образования, но и социокультурной деятельности, духовно-нравственного воспитания детей.
- Какие проекты и научно-методические разработки сотрудников института особенно интересны школьным учителям?
- Педагогическая практика является для нас неотъемлемым компонентом науки. Среди сотрудников института немало авторов учебников, пособий, рабочих тетрадей и методических рекомендаций для учителей и студентов педагогических вузов. Вот только одна цифра: за три года наш коллектив выпустил 107 учебников для уроков искусства в основной школе. Мы сотрудничаем с крупнейшими издательствами - «Просвещение», «Русское слово», «Академический проект», «Музыка». Свои научные разработки сотрудники института раскрывают для педагогов, которые проходят у нас курсы повышения квалификации.
Отрадно, что именно учителя становятся «гвоздями» программы конференций, семинаров, вебинаров, круглых столов. Буквально две недели назад в институте проводились ежегодные Юсовские чтения - конференция, уже много лет объединяющая педагогов-практиков и представителей науки из разных стран. Я с интересом проанализировала программу и очень удивилась - 90% докладов было сделано именно учителями школ, причем как основных, так и школ искусств. Таким образом, мы тоже растем и совершенствуемся благодаря такому плодотворному взаимодействию и педагогическому общению.
Мы также постоянно консультируем, выступаем экспертами, организаторами экспериментальных площадок. Так, в течение 5 лет сотрудники института руководили масштабной экспериментальной площадкой по гуманитаризации среды московского образования с целью повышения его качества. Инновационная идея принадлежала ученым из группы Любови Григорьевны Савенковой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Большой охват школ, педагогических и ученических коллективов позволил сделать этот проект убедительным достижением разработанных в институте теоретических позиций о роли искусства в развитии личности. Была создана модель взаимодействия учреждений культуры и образовательных организаций, разработаны программы интегративных уроков, в которых искусство переплеталось с естествознанием и техникой, а знакомство с музейными коллекциями и профессиональными театрами способствовало погружению школьников разного возраста в иные времена и культуры.
- Екатерина Михайловна, не могу не задать вам стандартный вопрос о планах на будущее, о перспективах развития института.
- Планов у нас, конечно, как сказал поэт, громадье. Мы рады, что в нашем коллективе появилось несколько молодых сотрудников, которые привнесли много нового. Это и проект, связанный с развитием социально-культурной деятельности волонтеров-педагогов, и новые методики в изучении влияния искусства на развитие личности ребенка, и технологии занятий искусством с детьми с особыми возможностями здоровья. Мы постоянно обогащаемся за счет тех новых идей, которые звучат в диссертационных исследованиях наших аспирантов. Активно развивается и международное сотрудничество с университетами и учеными из разных стран мира.
Возможно, наиболее значимой перспективой работы института является утверждение роли искусства в школе и дополнительном образовании. Мы видим, что есть некоторые тревожные тенденции. Как показал проведенный сотрудниками института масштабный опрос, дополнительное образование художественной направленности активно востребовано у обучающихся начальной школы, но уже к средней школе количество детей, занимающихся в студиях художественной направленности, заметно снижается, в старшей школе процент подростков, вовлеченных в занятия искусством, совсем незначительный.
- Почему так происходит? Неужели искусство неинтересно подросткам?
- Конечно же, нет! На вопрос «Почему ты не занимаешься искусством дополнительно?» самый распространенный ответ у старшеклас­сников: «Нет времени». Действительно, современным детям просто некогда заниматься искусством!
Предметы искусства не включаются в список экзаменов ни в 9‑м (ОГЭ), ни в 11‑м (ЕГЭ) классе. Зачастую в школах отношение к урокам искусства весьма небрежное, как к чему-то вторичному, малозначимому. Уроки искусства нужными оказываются на отчетных концертах и при украшении зала...
- Что же делать?
- Мы убеждены: для того чтобы стать более привлекательными, интересными, урокам искусства и дополнительному художественному образованию нужно обновление. Безусловно, любое образование требует вдумчивости, внимания к индивидуальным особенностям, аккуратности и деликатности в изменениях. Но художественное образование, которому наш институт верно и честно служит уже 70 лет, требует этого вдвойне. Ведь искусство обращено к душам детей, оно пробуждает их фантазию, будоражит эмоции и дает импульс к самораскрытию, к проявлениям эстетического отношения к миру.