Мастер-класс как работа

- В соответствии с п. 17 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность представляет собой деятельность по реализации образовательных программ. В рамках проведения мастер-классов образовательные программы не реализуются, а следовательно, такая деятельность не может считаться образовательной.
Кроме того, в приложении к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966, содержится перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, подлежащих лицензированию (далее - Перечень лицензируемых услуг). Данный перечень является исчерпывающим и в нем отсутствуют услуги по проведению разовых лекций, консультаций, мастер-классов и семинаров.
Несмотря на отсутствие специальной оговорки (как это было в ранее действующем положении о лицензировании образовательной деятельности), проведение семинаров, мастер-классов, разовых лекций, как и ранее, не подлежит лицензированию.
Согласно положениям Закона об образовании наличие лицензии необходимо только тем образовательным организациям, которые проводят занятия, лекции, стажировки, семинары и другие виды обучающих мероприятий, сопровождающиеся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании. В случаях если образовательная деятельность осуществляется путем проведения разнообразных разовых занятий, после которых не выдаются документы об образовании, лицензия не требуется. Кроме того, не лицензируется деятельность по содержанию и воспитанию несовершеннолетних детей, осуществляемая без реализации образовательных программ, а также индивидуальная педагогическая деятельность (например, репетиторство).
Таким образом, не требует получения лицензии:
- образовательная деятельность индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими без привлечения педагогических работников (ч. 2 ст. 91 Закона об образовании, абз. 1 п. 1 Положения о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966) (далее - Положение о лицензировании);
- образовательная деятельность, которую ведут частные образовательные организации, находящиеся на территории инновационного центра «Сколково» (абз. 2 п. 1 Положения о лицензировании);
- образовательная деятельность, осуществляемая путем проведения семинаров, консультаций, мастер-классов и разовых лекций (Перечнем лицензируемых услуг услуги по проведению семинаров, мастер-классов, разовых лекций не названы).
Однако необходимо помнить, что учитель, организовывающий самостоятельно проведение мастер-классов за плату, занимается предпринимательской деятельностью и должен оформить соответствующий статус.

Метраж для ученика

- Каковы ограничения по наполняемости классов в школе? При каких условиях возможно делить классы на подгруппы?

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, (далее - СанПиН) до 2 января 2016 г. в пункте 10.1 предусматривали, что «наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек».
Изменениями №3 в СанПиН, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81, внесена новая редакция пункта 10.1 СанПиН в части определения количества учащихся в классе.
И теперь вместо вышеуказанной цитаты из пункта 10.1 СанПиН закреплено следующее: «Количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных помещениях, в том числе удаленности мест для занятий от светонесущей стены, требований к естественному и искусственному освещению.
При наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов по учебным предметам на группы».
Все названные технические требования также предусмотрены СанПиН. Так, например, пунктом 4.9 СанПиН установлено, что площадь учебных кабинетов принимается без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования, используемых в образовательной деятельности, из расчета:
- не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Таким образом, законодательные ограничения по наполняемости классов в школе остались и они по-прежнему являются строго регламентированными, но опираются не на количество учеников, а на технические требования к учебным кабинетам.
Деление классов на подгруппы также возможно. Сохраняет свое действие Федеральный базисный учебный план (утвержден приказом Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312), в пояснительной записке к которому прописано, что при проведении учебных занятий по иностранному языку (2-9‑е классы), технологии (5-9‑е классы), а также по информатике и ИКТ, физике и химии (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, при проведении занятий по другим учебным предметам.
Рекомендуется деление 9‑х классов на группы при организации предпрофильной подготовки.
Обращаем внимание, что Изменениями №3 в СанПиН добавили и (или) пересмотрели и другие требования. Например, пункт 10.18 теперь содержит требования по продолжительности непрерывного использования жидкокристаллических мониторов, интерактивной доски.
Так, например, установлено, что продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2‑х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4‑х классов - не более 25 минут, для учащихся 5-6‑х классов - не более 30 минут, для учащихся 7-11‑х классов - 35 минут.
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках в 1-4‑х классах не должна превышать 5 минут, в 5-11‑х классах - 10 минут. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2‑х классах составляет не более 25 минут, 3-4‑х классах и старше - не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока (оптимальная смена видов деятельности, плотность уроков 60-80%, физкультминутки, офтальмотренаж).
С целью профилактики утомления обучающихся не допускается использование на одном уроке более двух видов электронных средств обучения.

Отпуск «по дополнительному»

- В этом году я ушла из школы на работу педагогом дополнительного образования в организацию дополнительного образования. На отпуск какой продолжительности я могу теперь претендовать?

- К сожалению, вы не назвали точное наименование организации, в которой теперь работаете. От этого зависит в том числе ответ на ваш вопрос. Так как продолжительность отпуска педагогических работников организаций дополнительного образования варьируется от 42 до 56 календарных дней, в зависимости от контингента обучающихся и направлений их подготовки.
Продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников и руководителей образовательных организаций, а также педагогических работников организаций, осуществляющих обучение, регулируется постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 г. №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» (далее - постановление №466).
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования в соответствии с пунктами 1-3 раздела II приложения к постановлению №466 составляет 42 календарных дня за исключением педагогических работников и руководителей, работающих в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств).
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня будет также предоставляться педагогическим работникам и руководителям структурных подразделений организаций дополнительного образования, реализующих в соответствии с п. 5 части 4 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения.
Продолжительность основного отпуска педагогических работников и руководителей организаций дополнительного образования, работающих в организациях дополнительного образования в области искусств (детские школы искусств по видам искусств) в соответствии с пунктами 4-6 раздела II приложения к постановлению №466, составляет 56 календарных дней.
Продолжительность основного отпуска, составляющая 56 календарных дней, предусмотрена также педагогам дополнительного образования, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в организациях дополнительного образования.