Почти то же самое я подумал поначалу, посетив международный саммит GELP «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить», который прошел недавно в столице. Там много говорили о важности выбора, о необходимости предоставить каждому ученику возможность самому решать, какие компетенции ему действительно нужны, а от чего он вполне может отказаться, о том, что педагог больше не должен навязывать детям какие-то догматические установки, принуждать их к тому, чего они не хотят, заставлять учиться и учить. Иными словами, чтобы двигаться вперед, надо от учителе­цен­трической модели перейти к ученикоцентрической и действовать строго в интересах ребенка.
«Это голая абстракция, оторванная от суровой реальности, - посмеивался я про себя. - Коль скоро школа - маленькая модель общества, раз уж она призвана готовить детей к тому, чтобы они смогли занять свое место в жизни, без конфликтов и жестоких разочарований стать полноценными гражданами, надо уже с детства настраивать их на это. Иначе после 11 лет пребывания в тепличных условиях, где все крутится вокруг них, дети будут шокированы, выйдя во враждебный мир, в котором для выживания и успеха нужны сила воли, работоспособность, выдержка, трудолюбие и прочие качества».
Кстати, на саммит пригласили и самих детей, учеников одной из московских школ, дав им возможность ответить на вопрос, как же, собственно, следует изменить школу, чтобы учиться в ней было приятно и комфортно.
- Идеальная школа - та, в которой уроки начинаются как минимум в 10.00, а не в 8.00, чтобы мы могли выспаться, - сказал один мальчик. - Сами уроки надо сократить до 30‑35 минут, этого вполне достаточно, чтобы усвоить какую-либо тему. Перемены, наоборот, надо увеличить, а обеденный перерыв сделать часовым. Также надо разрешить детям выходить из школы или даже отлучаться домой по необходимости. И, конечно же, нельзя запрещать им приносить в школу свои гаджеты и пользоваться ими на уроках и переменах. Я бы увеличил количество уроков физкультуры, занятий футболом и волейболом, а также боевыми единоборствами.
- В идеальной школе никто не должен смеяться друг над другом, над чужими интересами, какими бы они ни были, - добавил другой мальчик. - Учителя там гораздо больше внимания уделяют профориентации, рассказывают о тех специальностях, которые интересуют школьников. Все должны быть равны - и учителя, и ученики! Детям надо помочь понять себя, для чего надо ввести в школе должность супервизора, который ведет каждого школьника с 1‑го по 11‑й класс.
- Обучение в идеальной школе должно быть таким же интересным, как квест, - считает третий мальчик, - чтобы одновременно играть с увлечением и учиться! И еще надо дать возможность детям самим создавать такие квесты, то есть самостоятельно выстраивать собственное обучение в игре.
Были и другие пожелания - отказаться от учебников и перейти на компьютерные обучающие программы, больше времени уделять не передаче знаний от педагога к ученику, а живому общению, отказаться от экзаменов, потому что это стрессы и нер­во­треп­ка…
Сначала я все это слушал с огромной долей скептицизма. Но потом в какой-то момент внезапно пришло осознание довольно важной (по крайней мере для меня) мысли: а ведь вовсе не факт, что все эти ребята, которые сейчас излагают свои фантазии относительно идеальной школы, непременно должны будут прийти к одному и тому же унылому выводу - мечты мечтами, а придется, как и все, рано вставать, подчиняться чужим правилам, выполнять чужие задания и жить по кем-то прописанному сценарию. Есть огромная доля вероятности, что вот именно они и именно сейчас, в XXI веке, смогут жить по собственным правилам, создав параллельную реальность, в которой будет комфортно не только лично им, но и всем тем, кто разделяет их взгляды. Причем вовсе не обязательно за наш с вами счет. Ведь уже сегодня вокруг нас немало людей, которые действительно встают в полдень, ложатся за полночь, работают на удалении, выполняют задания, сидя не в душном офисе, а в собственной уютной квартире, свободно планируют свою занятость, причем делают не то, что скажут, а то, что нравится, получая за это, между прочим, неплохие деньги. Они живут, не навязывая другим свои стереотипы о нормах и правилах поведения, более того, они дают возможность жить в соответствии с собственными представлениями о гармонии внутреннего и внешнего мира.
Плохо ли это? Для нас, привыкших к принципу «делай, как все, не выделяйся!», такое поведение - выход за рамки дозволенного. Но что, если люди выходят за рамки, не нарушая законы, не вторгаясь на чужую территорию, а расширяя границы дозволенного? Не это ли оптимальный сценарий реальных изменений в государстве и обществе, без революций и потрясений, когда меняются не все сразу и по приказу сверху, а каждый отдельно взятый человек, исходя из внутренней мотивации?
Понять не значит принять. Но иногда и принять тоже…