Сегодня ЕГЭ по истории очень непростой экзамен, который постоянно усложняется. Для достижения высокого результата выпускник должен продемонстрировать глубокие знания по истории России и отчасти по зарубежной истории (кодификатор к экзамену 2018 г. содержит список из 110 событий, процессов, явлений зарубежной истории, знание которых может проверяться в заданиях №1 и 11), в том числе знание, казалось бы, мелких деталей, понимание причин и последствий исторических событий, знание различных точек зрения на события истории и т. д. В 2017 г. из всех 703 тыс. подростков, оканчивавших школу, ЕГЭ по истории выбрали 149 тыс. выпускников. Предмет стал третьим по популярности среди добровольно выбираемых для сдачи на ЕГЭ (после обществознания и физики). Но при этом минимальный порог (32 балла из 100) в 2017 г. не преодолели 8,7% выпускников, а более 80 баллов смогли набрать 7,15% выпускников.
В сложившейся ситуации обучающимся (особенно 8‑11‑х классов), их родителям, а также педагогам следует уделить особое внимание изучению истории и отработке типовых заданий из единого государственного экзамена. Полезным инструментом для этого выступает издание «ЕГЭ 2018. История. 28 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ», подготовленное И.В.Курукиным, В.Б.Лушпаем и Ф.Г.Тараторкиным и опубликованное издательством «Экзамен», 2018.
Любой учитель, готовящий детей к экзаменам, скажет, что первый шаг к правильному ответу на задание (в том случае, если материал изучен и усвоен должным образом) - внимательно прочитать задание и понять, что именно нужно представить в ответе. В этом плане очень важно до автоматизма отработать навыки ответа на задания различных типов, главным средством чего служит выполнение большого количества заданий, соответствующих тем, которые используются в контрольно-измерительных материалах экзамена. 28 вариантов тестов, представленных в сборнике, полностью соответствуют формату ЕГЭ по истории 2018 г., поэтому их выполнение формирует у обучающихся четкое понимание различных типов заданий и требований к оформлению ответов. Еще одно важное достоинство сборника в том, что он составлен непосредственными участниками разработки заданий ЕГЭ и методических материалов для подготовки к выполнению контрольных измерительных материалов, что служит, во-первых, гарантией качества, а во-вторых, гарантией соответствия материалов сборника типам и особенностям заданий реального ЕГЭ.
Результаты экзамена показывают, что к числу самых трудных относятся задания на работу с картой и с другим визуальным материалом (марки, монеты, медали и награды, карикатуры, изображения памятников культуры и искусства: картины, архитектурные сооружения и т. д.). Одна из причин заключается в том, что за последние три года авторы - составители ЕГЭ по истории все больше отходят от использования ярких и узнаваемых объектов. Использовать их было возможно только в вопросах на проверку знаний: что это за объект, когда и кем он был создан и т. д. Сегодня в ЕГЭ по истории используются менее известные изображения, которые позволяют проверить не столько знает ли их выпускник, сколько умеет ли он находить необходимую информацию, делать необходимые выводы при работе с изображением. Для этого оказывается важным исследовать все детали изображения и применить знания, полученные при изучении школьного курса истории. Например, в варианте №2 представлена марка с изображением С.М.Кирова, отпечатанная в 1935 г. В задании №18 обучающимся необходимо выбрать два верных суждения из шести предложенных.
1. Изображенный на марке государственный и политический деятель родился во время правления императора Александра II. Конечно, выпускники не должны знать годы жизни С.М.Кирова (точнее, должны знать дату его убийства - 1 декабря 1934 г., но не должны знать дату его рождения). Внимательная работа с изображением позволяет определить, что родился С.М.Киров в 1886 г. Годы правления императора Александра II обучающиеся должны знать обязательно. Таким образом, сочетание знаний с анализом изображения позволяет понять, что первое суждение неверно.
2. В год смерти изображенного на марке государственного и политического деятеля была введена паспортная система в СССР. Обучающиеся должны помнить, что паспортная система в СССР была введена в 1932 г., поэтому и второе суждение неверно.
3. Считается, что убийство данного политического деятеля послужило началом массовых репрессий. Суждение верно.
4. Государственный и политический деятель, изображенный на марке, захоронен на Новодевичьем кладбище. Обучающиеся должны знать, что наиболее значимых советских и партийных деятелей хоронили либо в могилах у Кремлевской стены на Красной площади, либо в самой Кремлевской стене. Урна с прахом С.М.Кирова была помещена в Кремлевской стене на Красной площади в г. Москве. Не следует забывать, что одним из наиболее ярких исключений из этого правила стал Н.С.Хрущев, который после своей смерти 11 сентября 1971 г. был погребен на Новодевичьем кладбище.
5. Настоящая фамилия изображенного на марке государственного и политического деятеля - Костриков. Суждение верно.
Важно понимать, что знания по истории не должны уходить на задний план при работе с таким заданием. Например, задание №18 в варианте 21, где представлена афиша кинокомедии «Волга-Волга», обучающимся нужно определить, верно ли суждение о том, что в 1950‑е гг. из фильма были изъяты кадры с памятником И.В.Сталину на Канале имени Москвы. Логично предположить, что если фильм был снят в 1938 г., то И.В.Сталин должен был упоминаться в нем (тем более что лента «Волга-Волга» считалась любимым фильмом И.В.Сталина), а в рамках десталинизации после ХХ съезда КПСС 1956 г. это упоминание оказалось бы «лишним», но это только предположение в том случае, если выпускник точно не знает этого факта. На самом деле суждение верно, но работа с этим заданием должна привести обучающихся к выводу о том, что следует больше внимания уделять изучению материала, связанного с историей культуры. Не следует забывать, что ключевой документ, в соответствии с которым были изданы новые линейки учебников истории, называется именно «Историко-культурный стандарт». Принадлежность к нации в современном мире определяется не биологическими факторами, а самоидентификацией на основе разделения культурных ценностей этнических групп, поэтому, чтобы относить себя к определенной нации, нужно знать ее культуру. Поэтому вопросы развития культуры должны занимать особое место в преподавании предмета. Включение в преподавание истории представленных в сборнике визуальных материалов и заданий по ним способствует повышению качества исторического образования.
Задания о событиях, явлениях и процессах, относящихся к ХХ в., составляют почти половину заданий реального ЕГЭ и часто вызывают затруднения у выпускников. Как это ни прискорбно, но к числу заданий, которые могут выполнить правильно лишь немногие обучающиеся, относятся задания по истории Великой Отечественной войны. В сборнике представлены задания различных типов, направленные на проверку знания выпускником различных дидактических единиц (даты и места сражений, периоды боевых действий, кодовые названия военных операций и их планов, численность потерь, военачальники, герои войны, политические лидеры государств, международные конференции), а также умений и навыков работы с информацией (умение установить правильную хронологию событий, работать с исторической картой и т. д.).
Также одним из наиболее трудных для выпускников из года в год становится задание №24. В нем представлена дискуссионная с точки зрения исторической науки проблема, по которой высказываются различные, часто противоречивые точки зрения, и приведена одна из спорных точек зрения. Например: «Продажа Россией Аляски американцам 18 октября 1867 г. была государственным преступлением» (вариант 2) или «События 1905‑1907 гг. неправомерно называть революцией» (вариант 20), «Принятие императором Николаем II на себя верховного командования русскими войсками летом 1915 года было ошибочным и роковым решением для исхода войны и судьбы империи и династии» (вариант 24) и т. д. Обучающимся необходимо, используя исторические знания, привести два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. Сложность задания связана с тем, что в учебных пособиях очень редко можно встретить противопоставление различных точек зрения на проблему с представлением четкой аргументации каждой из них. Школьники должны самостоятельно сформулировать аргументы в подтверждение и в опровержение представленной в задании точки зрения, с чем зачастую не могут справиться. Изучение ответов к заданиям №24 из всех вариантов, может оказать значительную помощь при подготовке к экзамену, поскольку в ответах емко излагается необходимая научная аргументация. Точки зрения, приведенные в заданиях №24 из всех вариантов сборника, а также аргументы и контраргументы к ним (из ответов) могут быть полезны учителю при подготовке к уроку, поскольку важными задачами сегодня являются сделать урок истории проблемным, а также воспитать у обучающихся понимание того, что по любому вопросу может быть несколько точек зрения, причем нет какой-то одной «правильной», а все при должном уровне аргументации имеют право на существование. На основе приведенных в сборнике материалов к заданиям №24 можно спроектировать ряд обобщающих уроков в формате дискуссии, диспута, круглого стола, когда школьники высказывают различные точки зрения и аргументируют их, учатся вести диалог с оппонентом, повышают культуру научной дискуссии.
Пособие полезно как ученикам, так и учителю истории. Для обучающихся это фактически бесплатный репетитор при подготовке к ЕГЭ по истории: наличие выверенных ответов к каждому варианту позволяет организовать эффективную самопроверку. Для удобства в начале сборника представлены образцы бланков, используемых на ЕГЭ для записи ответов. Учитель может использовать материалы сборника для занятий по подготовке к ЕГЭ, для проектирования обычных уроков и для проведения контрольных работ, мониторингов качества обучения. В сборнике представлено большое количество отрывков из исторических источников, трудов историков, художественных произведений, на самостоятельный подбор которых у учителя зачастую не остается времени.
При подготовке к ЕГЭ следует учесть, что одним из самых «дорогостоящих» (по баллам) является задание №25 - так называемое историческое сочинение об одном из трех представленных периодов истории (максимум за задание можно получить 11 баллов из 55 первичных, то есть ровно 20%). Периоды охватывают всю историю России - от 862‑988 гг. до 1991‑2000 гг. Практика показывает, что самостоятельно подготовиться к этому заданию выпускнику практически невозможно; необходима совместная работа ученика и учителя. Для повышения эффективности подготовки к экзамену рационально написать исторические сочинения обо всех периодах истории, дать их на проверку учителю и обсудить с ним.
В заключение следует сделать вывод, что сборник «ЕГЭ 2018. История. 28 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» издательства «Экзамен» может быть полезен и обучающимся, и учителям и стать фактором повышения качества исторического образования. Всем сдающим ЕГЭ в этом учебном году хочется пожелать рационально распределить свои силы в ходе длительной и усердной подготовки и блестяще показать свои знания на экзамене!

​Сергей КОЧЕРЕЖКО, заместитель директора Международного детского центра «Артек», абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015