Геосмену, или Международный слет юных геологов, организовал ведущий геологический вуз страны, он же тематический партнер «Артека» - Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ) при поддержке госкорпорации «АО «Росгеология». И мотивы взрослых абсолютно понятны.
- Сейчас мы стоим на пороге, когда старое поколение в отрасли подходит к пенсионному возрасту и надо готовить новые кадры, - честно признал и. о. ректора РГГРУ Вадим Косьянов. - По разным данным, сейчас отрасль обеспечена лишь 30% квалифицированных специалистов.
Но как увлечь геологией молодых?
- Чтобы сформировать круг ребят, которые пойдут в университет, потом на производство или в экспедиции, надо начинать со школы, - продолжает Вадим Александрович. - Кто-то для этого открывает инженерные классы, кто-то - школьный факультет, как существующий в нашем вузе более 60 лет (из него, кстати, вышли многие известные люди, в том числе несколько министров геологии СССР и нынешний основатель Яндекса Илья Сегалович). А еще нам пришла в голову идея сделать геосмену в «Артеке». Хотя все новое - хорошо забытое старое: 30 лет назад здесь проводились гео­сме­ны. Сюда съезжались дети со всего Советского Союза, и потом в отрасль приходило много хороших специалистов. Больше года назад мы подали заявку в Минобрнауки на проведение этого проекта и выиграли конкурс.
Совместно с Росгеологией РГГРУ провел отбор - ребята писали эссе о том, почему они хотят учиться и потом работать геологом. В число участников вошли победители Всероссийской полевой олимпиады юных геологов, а также имеющие успехи в учебе и творчестве дети сотрудников геологической отрасли. И это понятно - личный пример отцов и матерей лучше всяких телерепортажей способен вдохновить на выбор жизненного пути. Что и подтвердили юные участники геосмены.
- Я увлекаюсь геологией со 2‑го класса, наверное, потому что у меня папа геофизик, - рассказал нам Матвей Ювашев, шестиклассник из города Абинска Краснодарского края. - Его работа связана с нефтедобычей, он работает на скважинах. Папа часто рассказывал интересные истории, как они попадают в трудные ситуации и выбираются из них. Например, что-то сломалось, нефть течет на землю, надо это срочно устранять, и им приходилось быстро чинить оборудование, проявляя смекалку. А мне бы в будущем хотелось искать минералы и драгоценные металлы. Это же настоящее приключение - работать в пещерах, горах!
- Мне папа, Николай Георгиевич Павленко, сотрудник Краснодарнефтегеофизики, тоже рассказывал много интересных историй, как он находил крупинки и даже слитки золота на Камчатке, - поделилась семиклассница лицея №12 Краснодара Настя Павленко. - Оттуда папа привез вулканический пепел. У меня, естественно, есть своя коллекция минералов, я стала ее собирать еще в детском саду. Мой любимый камень - аметист.
Похоже, дети искренне увлечены науками о Земле и верят в ее лучшее будущее.
- Я отличница, учусь в профильном медклассе, мы изучаем углубленно биологию и химию, но думаю, что, когда я вырасту, свяжу свою жизнь с геологией, - приоткрыла нам свои планы и сердце маленькая серьезная Настя. - Вы же знаете, что полезные ископаемые - это остатки древних растений и животных. У меня дедушка живет в Абрау-Дюрсо, и у него дом состоит из ракушечника. В одной из стен мы увидели отпечаток большого моллюска. Это так красиво! Мне нравится защита окружающей среды. Очень хочется сохранить нашу планету такой, какая она сейчас!
Скажете, эти дети не романтики?!
В «Артеке» для юных геологов приготовили насыщенную образовательную программу «Мы - земляне». На территории лагеря «Морской» раскинулся полевой лагерь геолога будущего, где артековцы ознакомились с основами геофизики, геохимии, экологии, гидрогеологии и геологической разведки.
- На геосмене я многое узнал, но больше всего мне понравилось шлиховать - промывать породу, чтобы найти ценную руду, - признался шестиклассник Александр Колыванов из Новосибирска. - В итоге мы нашли кусочки меди. Было здорово!
Другим ребятам запомнился инновационный способ очистки воды от нефтепродуктов с помощью отечественного запатентованного сорбента - трепело-органического композита, с которым детей ознакомила сотрудница научной организации-разработчика. То есть школьники получали сведения из первых рук - от ученых, инженеров и других специалистов отрасли. Они даже побывали на увлекательнейшей экскурсии, которую для них лично провел академик РАН директор Палеонтологического института им. А.А.Борисяка Алексей Лопатин. На выставке динозавров в Никитском ботаническом саду (а всех участников смен возят в различные музеи Крыма) он рассказал, как формировался облик нашей планеты во времена доисторических ящеров. Свидетельств, оставленных вымершими животными, в земле, в том числе крымской, осталось немало - это и окаменевшие яйца динозавров, и остатки современников ящеров - хвойных деревьев. И это тоже сокровища!
Конечно, Крым в этом, да и во всех остальных отношениях, идеальное место, чтобы проникнуться романтикой и красотой страны (а без этого какая же любовь к геологии!). И не только.
- Нам нужно было какое-то притягательное место, куда собрались бы дети со всей страны, - не скрывает Анатолий Болюх, заместитель генерального директора госхолдинга «АО «Росгеология». - «Артек» - знаковое место, где хотели бы побывать все дети страны, здесь они могут пообщаться с талантливыми детьми с другими сферами увлечений, что расширяет горизонты. Не говоря уже о знакомстве с геологическим строением полуострова Крым, его акваторией, музеями естественно-научной направленности.
Один рельеф «Артека» с его перепадами высот чего стоит! Самая знаменитая возвышенность, конечно, Медведь-гора, или Аю-Даг. Проникнуться ее духом ребятам помогает обязательное восхождение на гору, на вершине которой и происходит посвящение в артековцы. Его незабываемости способствуют особые ритуалы.
- Как почти 30 лет назад, когда я работал вожатым, так и сейчас каждый лагерь придумывает свои «фишки», например, на отрезках тропы стоят сказочные герои с загадками и испытаниями, - приоткрыл нам завесу тайны ведущий специалист по связям с общественностью «Артека» Юрий Малышев. - В финале дети возлагают на вершину камень, который захватили с подножия, и общаются с духом - покровителем тихого часа Абсолютом, живущим в дупле старого дерева Аю-Дага.
В общем, не влюбиться в «Артек» - жемчужину Крыма - невозможно. Этому способствует не только захватывающая дух красота. Но здесь еще и богатейшая инфраструктура для полезного и увлекательного времяпрепровождения. Ну кто из детей устоит, например, перед возможностью испытать свою ловкость на крутейшем скалодроме или научиться ездить верхом?
А какая здесь столовая! Корпуса буквально сверкают чистотой и радуют стильным дизайном. Питание пятиразовое и не хуже ресторанного, но при этом почти диетическое. А еще здесь постоянно проводят дни национальных кухонь, поэтому дети знакомятся с миром еще и гастрономически. Неудивительно, что многие дети с нормальным весом уезжают отсюда, поправившись на 3‑5 килограммов (притом что нагрузка на сменах очень большая). А вот полные, как ни странно, напротив, худеют...
Ну и, конечно, геопрограмма гео­прог­рам­мой, а школа по расписанию. Школа в «Артеке» тоже необычная, дети прозвали ее Хогвартсом не только за своеобразную форму крыш, но и за чудеса, которые в ней происходят. Ведь учат тут, помимо традиционных уроков используя новую, экспериментальную, форму образовательных программ - сетевой образовательный модуль, или СОМ.
- Мы стараемся преодолеть формальный подход в обучении, поэтому наш учебный процесс выходит за школьные стены в естественную среду - в музей, зооуголок, парк и так далее, - пояснила нам директор школы Наталья Николаевна Царькова. - При этом проводить такой урок может не только педагог, но и вожатый, музейный работник, ученый, любой другой специалист. И предмет дети изучают через деятельностный подход.
К слову, каждую смену через школу «Артека» проходят от 2 до 3,5 тысячи детей, и у учителей, конечно, иной психологический настрой, чем у коллег из традиционной замкнутой школы (впрочем, здесь тоже учатся на постоянной основе местные дети). Тут все необычно - кабинеты начальных классов с грифельными стенами, где можно писать и рисовать что хочешь, прекрасно оборудованные лаборатории физики, химии, робототехники, биологии. И опять-таки свобода - рядом со старшеклассниками спокойно занимаются ученики начальной школы, проводящие немудреные, но увлекательные эксперименты, например, по изучению кислотности фруктов. Юным геологам здесь было комфортно и познавательно.
- Если хотя бы несколько ребят из нашей геосмены придут в профессию, мы будем считать, что свою миссию выполнили, - резюмировал замгендиректора Росгеологии Анатолий Болюх. - Да и остальные участники смены, думаю, проникнутся тем, что наша Земля - это тот большой дом, которому можно посвятить свои сердце и жизнь.