Первый день работы был очень насыщенным. Утром знакомство и секционные семинары, на которых обсуждались вопросы методического сопровождения деятельности кадетских школ и казачьих кадетских корпусов, а также изучался региональный опыт этих образовательных организаций по патриотическому воспитанию детей. Рассказать было о чем. С большим интересом слушали председателя Совета директоров кадетских школ Республики Татарстан Марселя Мухамадеева, возглавляющего Кадетскую школу имени Героя Советского Союза Никиты Кайманова. Многие взяли на заметку опыт взаимодействия с силовыми структурами, МЧС и пограничниками.
- Мне было интересно услышать и увидеть, - говорит Марсель Юрьевич, - как обстоит кадетское образование в Ростовской области, и поделиться своим опытом. Увидел, что тут действительно настоящий казачий край и кадетское воспитание не отделимо от казачьего. Чувствуется, что военная составляющая в воспитании идет именно от казачьей организации. У нас в республике казаки есть, но они не оказывают такой сильной помощи кадетским школам и корпусам. Только в одной кадетской школе действительно есть казачье направление - в городе Булгары. Там тоже проходят «Казачий сполох» (Всероссийская военно-спортивная игра для кадет-казаков. - Т.М.) и другие подобные мероприятия.
В моем корпусе сильно развиты два направления - пожарных спасателей и пограничников. Специфика заключается в том, чтобы готовить пожарных в системе непрерывного обучения начиная со средних классов школы. У нас отлажено взаимодействие школы, вуза, ветеранской организации и пожарной части. После учебы наш выпускник поступает, например, в Московскую противопожарную академию, там мы его не оставляем, наблюдаем за ним, приглашаем на наши праздники, и начальники пожарных академий идут нам навстречу, отпускают к нам наших выпускников на короткое время.
Рассказ председателя Совета директоров кадетских школ Татарстана - подтверждение многообразия, которое существует сегодня в кадетском образовании. Об этом говорил и присутствовавший на совещании почетный председатель Общероссийского союза кадетских объединений «Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет России» Александр Владимиров. Несмотря на многочисленность направлений, казачье образование уже определяет себя как единое целое, непрерывный образовательный процесс, который начинается с детского сада, проходит через общее и дополнительное образование и завершается в вузе.
Хозяева семинара пригласили участников ознакомиться с работой образовательных организаций Ростовской области, имеющих статус казачьих на всех уровнях: детский сад, общеобразовательный кадетский казачий корпус и Южно-Российский государственный политехнический университет им. М.И.Платова в городе Новочеркасске - официальной столице донского казачества. Сегодня 36 образовательных учреждений Новочеркасска имеют статус казачьих - это и школы, и дошкольные организации. В Ростовской области есть районы - Тацинский, Константиновский, где все образовательные организации имеют статус казачьих.
- Нынешний семинар-совещание - это очень нужное мероприятие, потому что уже во многих регионах есть свой опыт и своя изюминка в организации казачьего образования, - говорит Александр Палатный, директор Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области. - А семинар - это площадка, где можно обменяться и поделиться этим опытом, такой обмен обогащает, нам есть чему поучиться и себя показать. Уже восемь раз проводился Всероссийский смотр-конкурс на звание «Лучший казачий кадетский корпус», и пять раз знамя победителя было на территории Ростовской области. У нас есть Новочеркасский казачий кадетский корпус, которому в этом году исполняется 135 лет, а это значит, что сохраняется преемственность, развиваются казачьи традиции. И тот корпус, в который мы сегодня приглашаем наших гостей, - Шахтинский генерала Якова Петровича Бакланова казачий кадетский корпус - тоже победитель Всероссийского конкурса, и сегодня знамя лучшего казачьего кадетского корпуса России находится на его территории.
Знакомство с этим учебным заведением, расположенным в небольшом городе Шахты, никого не оставило равнодушным. Как рассказал директор корпуса Виталий Бобыльченко, чтобы узнать, чем живет корпус, надо познакомиться с его воспитанниками. А они сначала удивили гостей спортивной сноровкой и военной подготовкой, а потом до слез растрогали казачьими песнями, стихами, порадовали танцами. И не было в зале того, кто хотя бы чуточку усомнился в искренности и преданности казачеству этих молодых и симпатичных ребят, когда они, суровые и залихватские, громко и строго как главную мальчишескую клятву произносили слова: «Я, Тимофей Ящиков, ношу имя своего прапрадеда Тимофея Ящика, я потомок казачьего рода!», «Я, кадет Володин, потомок казачьего рода!». А потом все вместе: «Казачьему роду нет переводу!»
- Первые казачьи школы у нас были открыты в 2008 году, - рассказывает Альбина Дубинец, ведущий специалист отдела общего образования Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. - А казачьи классы начали открываться с 1994 года, массово - с 2004 года. В 2008 году был издан совместный приказ Кубанского казачьего войска и Департамента образования Краснодарского края о присвоении школам регионального статуса «Казачья образовательная организация». Мы выезжаем комиссионно, отсматриваем школы, у нас есть специальный порядок присвоения этого статуса, и далеко не каждая школа может его получить. Сейчас в Краснодарском крае таких школ 26. Обычно в таких образовательных организациях реализуется четыре обязательных направления: изучение истории кубанского казачества, традиционной культуры кубанского казачества, основ православной культуры и военно-спортивная подготовка. Она соответствует возрасту: у малышей все начинается с казачьих игр, а дальше - строевая, спортивная подготовка, занятия в военно-спортивных клубах, огневая подготовка, джигитовка, фланкировка, чем старше дети, тем сложнее.
Кстати, вопрос о введении в кадетских и казачьих учебных заведениях основ военной подготовки - более серьезной, чем предлагается в курсе ОБЖ, - неоднократно звучал во время совещания. Участники специально обратились с таким предложением к заместителю директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Светлане Ермаковой и к одному из главных организаторов совещания, члену Совета при Президенте РФ по делам казачества, ректору МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) Валентине Ивановой. Среди дополнительных предложений, также требующих срочного решения, - разработка профстандарта офицера-воспитателя, наставника и вожатого в кадетских школах и казачьих кадетских корпусах и совершенствование порядка проведения смотра-конкурса на звание «Лучший казачий кадетский корпус».

Статфакт

На сегодняшний день в 68 субъектах РФ осуществляют образовательную деятельность 157 общеобразовательных организаций со специальными наименованиями. В них обучаются около 50 тысяч школьников. 28 организаций из 157 - это казачьи и кадетские корпуса с числом обучающихся 6324 школьника. За последние три года создано 7228 кадетских и казачьих классов, в них учатся 158504 кадета.