Первостепенное значение при персонализации обучения приобретают информационно-коммуникационные технологии, в частности дистанционное обучение. Сама идея дистанционного обучения как раз и возникла из-за необходимости индивидуального обучения.
Учитель разрабатывает курс по своему предмету, который учащиеся смогут изучать самостоятельно, если не имеют возможности присутствовать на уроке по разным причинам. Дистанционные уроки позволяют таким ученикам не отставать от программы, заниматься дома самостоятельно. Также к дистанционным урокам могут обращаться учащиеся, не успевающие отрабатывать материал на уроке, дома они могут восполнять пробелы и пропуски. Используя данную технологию, можно спроектировать для каждого ученика отдельный маршрут обучения. Но это не просто подбор заданий на определенную тему, это выстраивание целой системы уроков и заданий, в которой также предусмотрена градация заданий по степени сложности. Уроки дистанционного обучения целесообразно группировать в модули, создавать дистанционные курсы. Такими возможностями обладают некоторые сервисы Web.2.0, например Versal, Stepic, Canvas, Moodle, платформа Eduardo. Эти сервисы позволяют создавать модули по темам, в которых не только наглядно представлен материал урока, но и есть возможности проверки учителем выполненных заданий.
Задания в дистанционном уроке прежде всего не должны вызывать вопросов у учащихся, поэтому они четко формулируются: «записать в тетради», «сравнить», «подчеркнуть» и т. д. Но преимущество отдается таким упражнениям, которые позволяют интерактивно взаимодействовать ученику и учителю в процессе обучения. Это электронные интерактивные задания, созданные, например, с помощью сервиса Learning Apps. Разнообразие видов заданий (викторина с выбором ответа, выделение слов, распределение по группам, классификация, кроссворд, игры и викторины и т. д.) делает процесс обучения увлекательным. При этом ученик может выполнять задание до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в ин­терактивных заданиях, чтобы ученик научился, а не получил отметку. Сервис также обладает возможностями обратной связи: учитель может создавать классы, регистрируя учеников, добавлять приложения для данных классов и учеников и просматривать ход выполнения заданий.
Еще одним интерактивным средством является единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: это интерактивные обучающие таблицы, интерактивные задания, тесты. Причем данные ресурсы можно подобрать с учетом потребностей ученика, составить целый набор по определенным темам. Работа с такими ресурсами предусматривает самостоятельность ученика, поскольку учитель не может проверить, как выполнялись задания. Используя их, учитель составляет для ученика тематическую подборку заданий, в которую включены как теория по изучаемой теме, так и практические задания (см. приложение №1). Работа с подобными ресурсами предполагает большую самостоятельность в обучении, предусматривает активную деятельность ученика, создает гибкую образовательную среду.
Те же самые принципы дистанционного обучения используются и в работе с одаренными детьми. Учитель разрабатывает элективные курсы, которые предусматривают углубление и расширение учебного материала, затем подключает учеников к выбранному ими курсу. Такая работа также возможна на различных платформах, например Moodle, Eduardo. Итогом работы на элективном курсе являются творческая работа, проект, исследовательская работа.
Создание индивидуальных листов для подготовки к олимпиадам - еще один пример индивидуализации обучения. Учитель прописывает этапы самостоятельной работы для ученика, подбирает разные ресурсы, в том числе и интернет-источники (см. приложение №2).
К информационным технологиям, реализующим персонализацию обучения, также можно отнести модель смешанного обучения «Перевернутый класс». Данная модель представляет собой объединение классно-урочной системы и дистанционного обучения. На дистанционном уроке учащиеся знакомятся с новой темой в том режиме, в котором им удобно: кому-то достаточно прочитать один раз и понять, а для кого-то необходимо гораздо больше времени для изучения новой темы. Придя в класс на урок, учащийся получает практические задания по новой теме. Учитель при этом может выстроить дифференцированное обучение: предложить ученикам выбрать тот уровень, который им больше подходит. Чтобы оценить свой уровень подготовки, учащиеся заполняют лист самооценки (см. приложение №3).
После определения уровня подготовки учащихся учитель подбирает индивидуальные задания. Кроме того, возможно использование такой модели, как «Ротация станций», при которой ученик может пройти разные «станции»: на одной «станции» - консультация с учителем, на другой - работа онлайн с электронными образовательными ресурсами, на третьей - работа в группе, обсуждение и выполнение заданий повышенного уровня. Такое «зонирование» на уроке не позволит ученику просто отсидеться, как это часто бывает, он включен в деятельность, причем не только индивидуальную, но и групповую.
Таким образом, персонализация и индивидуализация обучения тесно связаны с информационными технологиями, которые позволяют реализовать деятельностный подход в учебном процессе. Ученик перестает быть получателем знаний, он активный деятель, который может сам определить учебные цели, сам выбирает темп прохождения учебного материала, уровень обучения, сам способен оценить свои учебные достижения.

​Елена ПИСЛЕГИНА, учитель русского языка и литературы, международный образовательный комплекс «Гармония-школа №97», Ижевск

PDF-версия: