Сходства и «почему?»
Конкурсы профессионального мастерства для педагогов и директоров во многом похожи. Почему? Наверное, потому что пока карьерная траектория успешного педагогического работника (а все конкурсы - это, конечно же, про успех. Кстати, в этом году темой главного директорского конкурса страны даже стала такая: «Российская школа: векторы успеха») складывается вертикально. Поэтому среди конкурсантов в этом году Алексей Крылов, который в далеком 2001‑м стал учителем года России, а уже в завершающемся 2017‑м покорил не только профессиональное сообщество, но и членов жюри «Директора школы»…
Кстати, у «Учителя года России» и «Директора школы» есть и еще одно поразительное сходство. Участвует в этих конкурсах обычно больше женщин (это объяснимо - их и в образовании в целом пока гораздо больше), а побеждают чаще всего мужчины. Впервые за всю историю конкурса «Директор школы» (и пока единожды) обладателем титула абсолютного победителя стала в 2015 году представительница прекрасного пола - руководитель школы №5 города Надыма из Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Лихацких.
Почему же так происходит? На этот вопрос конкурсанты-мужчины этого года отвечают: «Мы охотнее берем на себя ответственность». Только вряд ли в современном мире, где женщины активно борются за гендерное равноправие (которого, как утверждают ученые, мы пока не достигли даже в том, что касается уровня зарплат), с такой позицией согласится успешная и волевая директор какой-нибудь вполне успешной школы. Ведь бывает и по-другому. В Перми, к примеру, лишь 18% директоров школ - мужчины. Эту статистику приводит Людмила Серикова, ныне - начальник Департамента образования администрации города Перми, которая в 2014 году пришла на конкурс в статусе директора пермской гимназии №31 и вошла в тридцатку финалистов (кстати, вот еще один пример постконкурсной вертикальной карьеры).
Но факт остается фактом: в тройке директоров - лидеров этого года вновь исключительно мужчины. Победителем конкурса III степени признан директор школы №97 ЗАТО Железногорск Красноярского края Евгений Карташов, II степени - Алексей Крылов, директор екатеринбургского лицея №180 «Полифорум». Абсолютным победителем в этом году стал Ренат Хайбуллин, директор школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов города Казани.
Просто такой тип…
Самые интересные задания всегда на импровизацию. Поэтому, как только озвучены имена попавших в десятку, Константин Ушаков, главный редактор журнала «Директор школы», председатель жюри Всероссийского конкурса «Директор школы»-2017, озвучивает и тему задания для суперфиналистов: «Развитие. Функционирование. Переход. Где вы сейчас и что дальше?». Школа почти всегда работает в сменяющихся режимах, и, по словам Константина Ушакова, среди них нет ненормальных; гораздо ненормальнее, если школа находится в ситуации перманентных изменений или, наоборот, застывает в своем развитии. Как же решиться на переход и что для этого нужно сделать?
Алексей Крылов предлагает прежде всего подумать, на каком из этих этапов комфортнее всего ребенку. То, что учителя устали от инноваций, - это факт, а директоров все спрашивают и спрашивают: «А какой инновационной деятельностью вы занимаетесь?», забывая о том, что обычное функционирование - это совсем неплохо. Нет, конечно, школа должна одновременно и развиваться, потому что…
- Алексей Валентинович, время! - призывает соблюдать регламент модератор испытания.
- …потому что время такое, - быстро находится конкурсант и под аплодисменты коллег продолжает остроумно и содержательно отвечать на вопросы жюри.
Действительно, школьному управленцу сегодня со всех сторон задают каверзные вопросы и недовольны им не меньше, чем учителем. Директор пермской школы №108 Елена Звегинцева удивляется: вроде бы все хорошо, все устоялось, но на этом фоне «порой так сильно прилетает». Константин Ушаков не советует директорам почивать на лаврах: традиции, то самое «устоявшееся», - это как раз то, что будет очень сильно мешать, если потребуется что-то поменять. Елена Анатольевна поддерживает: есть в школе такая «непростая» традиция - почитание стажистов.
Алексей Лапков, директор лицея №6 «Перспектива» из города Красноярска, в то же время уверен: грамотному стажисту уже пора задуматься, а сколько ему, взрослому человеку, осталось экономически активного времени? Ведь уже сейчас мир принадлежит детям, они делают экономику, и 13‑летний миллионер уже не чудо.
Директор томской гимназии №6 Елена Сорокина коллег поддерживает: останавливаться на достигнутом нельзя, даже если у вас такой статус, который позволяет провести набор первоклассников за 15 минут. Это, кстати, самый опасный момент для директора…
В коллективе школы №97 ЗАТО Железногорск Красноярского края, которой в свое время пришел руководить Евгений Карташов, все было совсем наоборот. Если говорить по-научному, это была школа в сложном контексте: средний возраст коллектива - 67 лет, на всю школу 25 компьютеров… Сегодня школа вышла из кризиса, и, как сказал Евгению Александровичу мэр города, главное теперь - закрепить результаты. Переубеждать его директор не стал, а со сцены признался: «Абсолютно не могу жить в режиме функционирования!»
Константин Ушаков с удовольствием ученого, наблюдающего интереснейший эксперимент, прокомментировал: «Коллеги, вы чувствуете, насколько любопытно наблюдать за выступлением кризисного менеджера? Насколько им самим удобнее ситуация «вытаскивания за уши»? Для них ситуация функционирования - всегда с негативной окраской. У Макаренко, кстати, было то же самое. Это не плохо, это такой тип…»
Победа - это очень личное
Профессиональные конкурсы - это еще и поиск ответа на вопрос: кто ты такой? Кто такой директор школы? Это не только человек, в чьих жилах не остыла учительская кровь, не только крепкий хозяйственник, у которого каждый компьютер на счету, это еще и… юрист, поэтому в ходе одного из конкурсных заданий участники анализируют локальный акт. Сложно стало в последнее время… Особенно когда с порога незнакомая женщина вдруг заявляет: «Я законный представитель Васи Иванова!» Как тут не испугаться? Но руководитель школы не теряется, вспоминая, что он и учитель, и директор, и еще много кто. «Вы мама?» - спрашивает он твердо, и решительный тон «законного представителя» тут же меняется, потому что она тоже вспоминает, кто она.
У организаторов конкурса к этому еще есть что добавить: современный директор школы - это новатор, стратег, лидер, наставник, методист, аналитик, экономист… Именно так называются отдельные номинации конкурса, никто не уходит с «Директора школы» без поощрения и признания своих заслуг. Кстати, в номинации «Директор-экономист» приз получила лауреат Всероссийского конкурса «Успешная школа»-2016 Светлана Долженкова. Благодаря стараниям директора ее школу никак не назовешь школой в сложном контексте, но как только звучит название «Казанская специальная школа-интернат», все сразу же понимают: речь идет о сложнейшей задаче - обучении детей с ОВЗ…
Татьяна Синюгина, заместитель министра образования и науки РФ, присутствовавшая на торжественной церемонии объявления абсолютного победителя конкурса, отметила: на самом деле в целом многообразии определений понятия «директор школы» нет единственно верного, у каждого руководителя оно свое, личное.
Традиционную желтую майку лидера получил из рук научного руководителя Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ Анатолия Каспржака Ильдар Имамов, директор казанского лицея №177, а не менее знаменитый Портфель Ушакова (портфель, наполненный книгами, которые должен, по мнению Константина Михайловича, прочитать каждый уважающий себя директор) - Александр Чикишев, руководитель школы №24 города Ангарска Иркутской области.
Специальный приз от «Учительской газеты», которая является информационным партнером конкурса «Директор школы», из рук генерального директора ЗАО «Издательский дом «Учительская газета» Анны Еланской получила Ирина Резвина, директор самой северной школы на полуострове Ямал - Сеяхинской школы-интерната. Анна Александровна пригласила участников конкурса принять участие и в наполнении содержания «Учительской газеты», которая всегда являлась демократичной площадкой, где право высказаться без купюр и по любым темам получали все участники образовательного процесса.
…Озвучена тройка победителей: Ренат Хайбуллин - первый. На сцене с главным призом в руках, в окружении счастливых от его заслуженной победы коллег он выглядит до крайности смущенным, но на вопрос, с чем и зачем он пришел на конкурс, отвечает просто и уверенно.
- Я искренне надеялся, что для меня этот конкурс окажется возможностью сказать то, что я думаю, - делится Ренат Равильевич. - И я сказал. Я говорил то, что считал нужным, и пришел к финалу. Но больше всего меня порадовало то, что у меня вообще была возможность это говорить и я не услышал за это ни одного замечания. Вторая цель, конечно же, привлечь внимание к школе. А моя победа… Она меня действительно смущает. Я пообщался с коллегами и понял, что перед ними встают такие задачи, с которыми я в своей жизни едва ли столкнусь, а если столкнусь, то, вероятно, не смогу справиться с ними так же уверенно, как это делают каждый день мои коллеги. Поэтому сравнивать нас, таких разных… Но конкурсы нужны, может быть, не столько победителям, сколько всему сообществу профессионалов, чтобы привлечь внимание к нашей профессии и ее проблемам.

Павел АНТОШКИН (фото)