Алла НЕСТЕРЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры образовательных технологий АПКиППРО, Москва:
- Считаю, что качественное образование экстерном получить в принципе можно. Внешние условия для этого есть: уже появились в Интернете хорошие учебные материалы по предметам школьной программы, позволяющие не только получить информацию, но и проверить себя. Но можно поставить вопрос иначе. Любой ли ученик может получить таким способом качественное образование? Если ученик не умеет учиться и в ситуации экстерната никто его этому не учит, результат предсказуем. На мой взгляд, есть образовательные задачи, которые можно и нужно решать только в коммуникации. Дети и подростки должны слышать другую точку зрения, понимать, что окружающие могут мыслить и чувствовать иначе, чем они. Поиск решения проблемы тоже часто более эффективен в групповой деятельности. Если у ученика на экстернате нет условий для взаимодействия с другими детьми, это обедняет его опыт и для кого-то может оказаться критическим фактором. Я думаю, что в перспективе дети будут учиться по индивидуальным планам, но будут собираться для совместного образовательного поиска.

Ирина ПОПОВА, учитель химии школы №2, пос. Рамонь, Воронежская область:
- Думаю, это возможно только в случае с одаренным ребенком. Если дети обычные, скорее всего, у них не получится или будет очень и очень трудно. В моей практике случаев, чтобы ребенок получал образование экстерном, не было. Если попытаться представить, что нужно для успешного экстерната, то, наверное, в первую очередь это специально подобранные программы, а во вторую - заинтересованные педагоги, которые будут работать с таким ребенком. Или если не педагоги, то весьма умные родители. В любом случае работа им предстоит немалая.

Александр ЛИТВИНОВ, отец семиклассницы, менеджер, Великий Новгород:
- Я получал высшее образование дважды, один раз в очной форме, второй - в заочной. В обоих случаях качество программ обучения меня не устроило. Наша высшая школа не рассчитана на практику, она гипертеоретизирована, а преподаватели имеют слишком большую свободу. В итоге много преподавателей-самодуров, которые на своих занятиях не дают нужных знаний. Экстернат мог бы стать выходом, но не для всех студентов. Самообразование всегда качественнее, но этот принцип срабатывает только в том случае, если человек хочет самообразовываться.

Наталья ПАЦЕНКЕР, учитель музыки, Нижний Новгород:
- Конечно, можно учиться экстерном. Все ведь на самом деле зависит от человека, его мотивации и способностей. Мы знаем множество примеров, когда человек всего добивался исключительно благодаря своему трудолюбию и любознательности. Наш земляк Горький тому наглядный пример. И он не один. В XIX веке многие люди занимались самообразованием. Читать, в том числе серьезную литературу, изучать философов, конспектировать прочитанное было модно. Всеобуч преодолел неграмотность, но, к сожалению, лишил человека ответственности за знания.