Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, член Центрального штаба Общероссийского народного фронта (ОНФ):
- Результаты международного исследования говорят о высоком уровне самоопределения молодежи в современном обществе и формировании у ребят гражданской позиции. Это обусловлено двумя фактами - внутренним запросом подростков на более активное участие в жизни страны и растущей способностью школы с этим работать. Сегодня появляются молодые политические лидеры, молодежь привлекается на ключевые посты, объединяется в общественные организации. И это вызывает активный интерес школьников к вопросам общественно-политической жизни и своему участию в ней. Они начинают обсуждать острые общественные вопросы, стремятся самостоятельно разобраться в положении дел.
Очень важно, прежде чем допустить подростков к принятию ответственности за жизнь всей страны, дать им опыт управления повседневной жизнью школы, класса, сообщества по интересам. Предварительные результаты мониторинга Общероссийского народного фронта показывают, что 15% молодых людей в возрасте от 14 до 17 лет принимают участие в работе молодежного парламента или молодежного совета, еще 30% - в школьном самоуправлении.
Участие в проектной деятельности также является одним из путей формирования гражданского самосознания подростков и молодежи. В ходе проектирования возникает пространство для самостоятельной постановки ребятами задач, для распределения зон ответственности, для проявления лидерских качеств и принятия на себя ответственности за общий результат.
Одно из ведущих мест по формированию гражданской ответственности отводится волонтерской деятельности - сегодня в нее вовлечены около 25% школьников, еще 26% хотели бы ею заниматься. Помощь ветеранам, детям, попавшим в трудную ситуацию, участие в организации общешкольных, городских мероприятий помогают учащимся сформировать активную жизненную позицию, научиться работать в команде.

Владимир ГУСАРОВ, руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области:
- Было время разбрасывать камни, теперь пришло время их собирать. Многие годы самоотверженной работы по воспитанию гражданских ценностей школьников через уроки, внеклассную работу, олимпиады, реализацию социально значимого проекта «Гражданин» при активном участии «Учительской газеты», Центра гражданского образования дали ощутимые результаты. В связи с ростом гражданского самосознания взрослого населения страны, в том числе родителей, учителей, дедушек и бабушек, изменилось и мироощущение молодежи.
Каждый год мне приходится видеть слезы ребят и девчат, которые по тем или иным причинам не попадают в военные учебные заведения. Последние годы нет проблем с набором на срочную службу в Вооруженные силы РФ. С каждым годом растет количество молодых людей, которые участвуют в волонтерском движении. Заметны вклад и активная работа бизнес-сообщества, финансируются патриотические, духовно-нравственные, гражданственные проекты.

Илья ДЕМАКОВ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017, учитель истории, права и обществознания гимназии №116, Санкт-Петербург:
- Это очень значимое событие для системы образования в целом. Успехи в международных исследованиях всегда примечательны, а что касается граждановедческого, социального образования - это особенно важно. Раньше такого прорыва в гуманитарных дисциплинах не было. Здесь, на мой взгляд, есть несколько интересных моментов. Исследование показало, что российские школьники в высокой степени доверяют исполнительным органам власти. Интересное отношение ребята продемонстрировали к средствам массовой информации. Ввиду результатов исследования учителям обществознания важно посмотреть на мотивы, которые заставляют наших учеников так скептически смотреть на СМИ.
Вместе с тем неправильно приписывать рост результатов просто наличию курса обществознания в школе. На мой взгляд, это в целом связано с интересом ребят к политическим темам, социальным вопросам.

Андрей ИОФФЕ, профессор Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук, эксперт международной программы по оценке качества граждановедческого образования:
- Естественно, для системного анализа следует провести серьезный анализ результатов по разным областям и направлениям. Но уже сейчас можно назвать несколько факторов, которые могли оказать значительное влияние на успешность ответов восьмиклассников из России.
Во-первых, изменения в форматах государственной итоговой аттестации с усилением акцента на открытые задания, визуальные и сравнительные подходы дали возможность российским школьником более успешно выполнять задания, которые требуют сопоставления, анализа разных источников информации, знания символики.
Во-вторых, в современном преподавании обществознания в последние годы особое внимание обращается на правовую и экономическую грамотность. Именно вопросы из этих областей составляют значительную часть заданий международного исследования. Появление курса финансовой грамотности также серьезно сказывается на повышении экономической культуры школьников (именно в этом направлении возникали наибольшие проблемы в предыдущем исследовании).
Активизация работы системы образования в области социального проектирования позволила современным школьникам более четко формулировать социальные проблемы, анализировать пути их решения, аргументировать собственную точку зрения.
Несомненно, нельзя забывать о накопительном эффекте конца 1990‑х и начала 2000‑х годов, когда было сделано много шагов в области становления граждановедческого образования в современной России, появилась Всероссийская акция «Я - гражданин России», проводились всероссийские олимпиады по граждановедению, тренинги для педагогов разных групп (от учителей до преподавателей вузов), издавались пособия и методические материалы.

Елена ДАНИЛИНА, заместитель директора лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», учитель истории, Воронеж:
- Возможно, жизненные и социальные реалии сегодняшнего дня подталкивают ребят к более серьезному изучению граждановедческих дисциплин. Они много общаются в социальных сетях и получают большой объем информации из Интернета. Добавим сюда школьные знания, которые дети получают на уроках, телевидение со множеством передач, где обсуждаются общественно-политические проблемы. Все вместе это играет большую роль. И как результат изменение поколения в целом. Я давно работаю в школе и могу с уверенностью сказать, что сегодняшние ребята отличаются от тех подростков и старшеклассников, которые были 10‑15 лет назад. Их информационное пространство гораздо шире, они легко могут проводить сравнительный анализ, не стесняются высказывать свое мнение. Еще один момент, который работает на кругозор и интеллект наших школьников, - это путешествия. Многие семьи имеют возможность выезжать за границу на отдых и экскурсии, дети видят, как живут в других странах, чем они отличаются от нас. Все это имеет большое значение для развития и накопления жизненного опыта наших ребят.
Что касается предметной области, здесь тоже многое меняется. Мы ведем обучение по новой линейке учебников, разработанной в соответствии с новыми стандартами для старших классов. Многое зависит от учителя и его умения дать ученику возможность пользоваться несколькими источниками информации, предложить несколько точек зрения, чтобы ребята могли сформировать свою.