В сложившейся ситуации как нельзя более актуальна проблема качественных учебных пособий, по которым можно эффективно готовиться к экзамену. На рынках печатных книжных изданий и электронных пособий можно встретить огромное количество сборников с яркими обложками, пестрящими надписями «ЕГЭ-2018», но авторы значительной части из них годами подряд дают одни и те же задания, некоторые из которых уже не используются в реальном ЕГЭ. Между тем очевидно, что чем больше задания, используемые при подготовке, соответствуют нынешнему формату экзамена, тем более эффективной будет подготовка детей. Этому требованию полностью соответствуют вышедшие в издательстве «Экзамен» сборник заданий «ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской и Е.С.Корольковой, а также его расширенный вариант «ЕГЭ 2018. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ», подготовленный А.Ю.Лазебниковой, Е.Л.Рутковской и Т.В.Коваль.
Первый из них содержит 30 вариантов заданий с ключами к ЕГЭ по обществознанию в формате 2018 года, описание системы оценивания экзаменационной работы по обществознанию, а также блок дополнительных заданий части 2 с ответами к ним. Представленные в сборниках задания полностью соответствуют формату, представленному в демоверсии ЕГЭ по обществознанию 2018 года, размещенной на сайте ФИПИ. Это позволяет преодолеть психологический дискомфорт, возникающий у учеников при встрече с незнакомыми для них заданиями, а также избежать ошибок, связанных с выполнением требований к ответу на каждое конкретное задание. Классическим примером может послужить задание №25, например, из варианта 2 (сборника с 30 вариантами):
«Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический процесс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об этапах политического процесса в демократическом обществе, и одно предложение, характеризующее участников политического процесса».
Выпускник, не сталкивавшийся с таким типом заданий ранее и не знакомившийся с ответами («ключами») к такому заданию, как правило, пишет в ответе только два предложения, не принимая во внимание самый первый вопрос. Между тем даже два безукоризненных предложения, идеально раскрывающих то, что требует задание, принесут выпускнику 0 баллов в том случае, если он не представит определение понятия. Использование учителем заданий из сборника, разъяснение типичных ошибок и «подводных камней», а также разбор с обучающимися представленных в сборнике ответов и критериев оценивания повысят качество подготовки к экзамену.
Опытные учителя знают, что одним из секретов успешной подготовки к экзамену является использование заданий прошлых лет, представленных в открытом банке заданий на сайте ФИПИ. Этот банк ежегодно пополняется новыми заданиями, но в нем не представлен ключ ни к одному из заданий. В сборнике издательства «Экзамен» использованы задания, аналогичные заданиям из банка ФИПИ, причем к ним даны ключи, с которыми весьма полезно будет ознакомиться и учителям, и обучающимся. В этом плане очень важно, чтобы ключи были подготовлены квалифицированными специалистами и не содержали ошибок, которыми грешат различные ответы на тесты, распространенные в Интернете. Отмечу, что авторами сборников «ЕГЭ 2018. Обществознание» издательства «Экзамен» выступили разработчики заданий реального ЕГЭ по обществознанию, и это служит гарантией качества и самих заданий, и ключей к ним. Их наличие очень удобно, особенно для самоподготовки ребят. Выпускник может самостоятельно прорешать вариант целиком или отдельные типы заданий и на основе ключей самостоятельно проверить свои ответы.
Считается, что наиболее трудными для обучающихся разделами курса обществознания при подготовке к ЕГЭ выступают «Политическая сфера» (основы политологии), «Экономика» и «Право». В сборнике издательства «Экзамен» в соответствии с кодификатором и спецификацией к ЕГЭ 2018 года представлено большое количество заданий по самым сложным темам этих разделов. Среди таких тем следует указать в первую очередь функции высших органов государственной власти в РФ, распределение вопросов ведения между Российской Федерацией и субъектами, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, вопросы уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного, экологического права и т. д. Для освоения этих тем важны не только грамотное и интересное объяснение учителя, изучение толковой теории, но и работа с конкретными примерами, многократное закрепление материала через решение разнообразных заданий. К примеру, задания №19 из варианта 2 (сборник из 30 вариантов):
«Сотрудница фирмы «Ярославна» Ольга П. обратилась в Государственную инспекцию труда с жалобой на несоблюдение владельцем фирмы обязанностей работодателя. Найдите в приведенном ниже перечне обязанности работодателя и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) выплачивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
2) поощрять работников за добросовестный труд;
3) предоставлять работу в соответствии с трудовым договором;
4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя;
5) обеспечить безопасность трудовой деятельности;
6) осуществлять обязательное социальное страхование работников.
Ответ:____».
Вместе с тем практика показывает, что ряд тем из других разделов курса обществознания также вызывают значительные затруднения у обучающихся. Например, тема о понятии, критериях и типах истин в разделе «Познание». На применение знаний по данной теме направлено несколько заданий различных типов в сборнике: установить соответствие между характеристикой истины и ее видом, между примерами и критериями истины (вариант 2, задание №5), выбрать верные суждения об истине и т. д. Закреплением может служить написание мини-сочинений (эссе) по высказываниям, связанным с данной темой: «Поиск истины важнее, чем обладание ею» (А.Эйнштейн), «Истина доказывается не одним мышлением, а мышлением и бытием» (А.И.Герцен), «Правды надо держаться, истину надо искать» (М.М.Пришвин)».
Работа с большим количеством заданий и с ключами к заданиям с развернутыми ответами позволяет расширить представления ребят об изучаемых явлениях. Так, сопоставление различных определений одного и того же термина (например, термина «социализация»), представленных в формулировке различных заданий и ключей, позволяет обучающемуся осознать различные трактовки этого термина. На такой деятельности по сопоставлению различных определений понятия, по выделению самими обучающимися (при сопровождении со стороны учителя) обязательных и факультативных признаков данного явления, а также на формулировке обучающимися итогового определения можно выстроить этап учебного занятия или учебное занятие целиком. На этапе закрепления в таком случае можно использовать задание №25, в котором нужно сформулировать определения и два предложения, содержащих информацию о данном явлении, а также задание №29 - мини-сочинение (эссе).
Конечно, изучение обществознания в старшей школе не может и не должно превращаться в натаскивание на ЕГЭ. Обществознание - предмет практичный в очень многих своих аспектах. Получаемые в рамках данного курса знания и формируемые компетенции необходимы выпускнику в повседневной жизни. В связи с этим следует отметить еще один плюс изданий «ЕГЭ 2018. Обществознание»: многие задания демонстрируют обучающимся практическую направленность школьного курса обществознания.
В этом отношении очень важны задания по блоку правоведения, например задание №27 из варианта 7 (сборник «ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов»):
«Наталья Н. работала медсестрой в городской больнице. После поступления в вуз она не смогла совмещать учебу с работой и решила с работы уйти. Что явилось основанием расторжения трудового договора в данном случае? Назовите любые два других основания, по которым может быть расторгнут трудовой договор».
Множество заданий направлены на формирование понимания Конституции РФ, основ конституционного строя, гражданской культуры личности, осознание своих прав и обязанностей. Например, задание №27 варианта 7:
«В Конституции Российской Федерации утверждается: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Опираясь на обществоведческие знания и социальный опыт, укажите любые три таких условия».
Ряд заданий обращает обучающихся к современным социальным реалиям: особенностям информационного общества, проявлениям и последствиям глобализации, глобальным проблемам современности, изменению роли СМИ в современной общественной жизни, современным этническим стереотипам и т. д. В каждом из вариантов содержится задание (№12) на умение анализировать результаты социологических опросов, представленных в форме таблиц, графиков, диаграмм. Учитель может использовать такие задания как инструмент обращения детей к анализу окружающей их социальной жизни, повышения интереса учащихся к текущим новостям, формирования навыков работы с различными источниками информации, сопоставления различных точек зрения и т. д.
Еще один важный аспект, превращающий «обществознание для ЕГЭ» в «обществознание для жизни», - представленные в изданиях тексты к заданиям 21‑24 дают возможность обучающимся ознакомиться непосредственно с фрагментами действующих нормативно-правовых актов и научных трудов специалистов в области социально-гуманитарных наук. Тексты посвящены самой различной тематике: от эволюции головного мозга человека до путей развития земледелия, от особенностей брачного договора до философского понимания категории «прогресс» и т. д. Сегодня в образовании все чаще ставится проблема, суть которой заключается в том, что «дети не читают». Но замечу, что проблема «дети не читают научную литературу» выглядит еще более удручающе, поскольку обратить детей к художественной литературе с ярким и захватывающим сюжетом проще, чем, например, к чтению статей о различии между мажоритарной и пропорциональной избирательными системами. Отсюда возникает другая проблема - неумение работать с научными текстами, извлекать из них информацию, преобразовывать ее. Представленные в сборниках фрагменты научных трудов учат школьников этим навыкам, а также дают им возможность ознакомиться с идеями ряда современных ученых и, возможно, самостоятельно разыскать их труды и прочитать их.
Таким образом, сборники «ЕГЭ 2018. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» и «ЕГЭ 2018. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ» издательства «Экзамен» - современный и эффективный инструмент изучения школьного курса обществознания. Рекомендую эти пособия учителям, которые делают все, чтобы их выпускники как можно глубже познали предмет, показали на экзамене высокие результаты, а также самим школьникам, которые заинтересованы в изучении предмета и его успешной сдаче. Желаю всем удачи!

​Сергей КОЧЕРЕЖКО, учитель обществознания высшей категории, заместитель директора по учебной работе Международного детского центра «Артек» (Республика Крым), абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015