В 1994 году было лишь одно сочинение, автор которого не видел недостатков и пороков нашего социализма. В 1995‑м таких, абсолютно панегирических, - у половины среди тех, кто, если так можно выразиться, за социализм. Приведу выписки из двух обширных работ такого типа.
«В то время ты мог пойти в метро и полюбоваться красотой станции, и ты бы не увидел осыпающихся потолков, отлетающей плитки и треснутого мрамора. В магазинах было все. Они были полны отечественными товарами, а не дешевым заграничным ширпотребом, как сейчас. Было очень много разных кружков. В то время по телевизору показывали только отечественные фильмы и съезды КПСС. Я это хорошо помню, так как после закрытия съезда выбегали пионеры с цветами, а потом устраивался концерт. Раньше в институт могли поступить все, из любых школ, потому что они давали одинаковое образование. А теперь, для того чтобы поступить в институт, нужно идти либо в колледж, либо в лицей. Но далеко не каждый может платить за учебу. В деревнях были колхозы, совхозы, фермы. Мы часто ходили на ферму за молоком. Теперь все совхозы разорились, а содержать ферму невыгодно. У людей была вера во что-то светлое, доброе, что ждет их впереди. А сейчас этой веры нет. А это самое страшное, когда у человека нет веры».
«Раньше впервые в истории человечества простой труженик был хозяином своей страны. Все в России было народным. Я помню, что при социализме могли себе позволить все: сходить в театр, съездить отдохнуть или подлечиться в санаторий, отметить день рождения, съездить на экскурсию. Теперь это по карману только мафиозным структурам или, как их теперь называют, «крутым». Раньше молодежь была более грамотной и эрудированной. В школе за хорошую учебу отличникам давали билеты в Кремлевский дворец съездов. Я могу сказать про себя: когда там побывала, я была самой счастливой на свете. Раньше было невозможно купить диплом о высшем образовании, поэтому у всех было стремление учиться. Во времена социализма нужно было иметь желание поступить в институт или работать, а теперь желания мало, решающую роль играют деньги. При социализме Советский Союз был многонациональным государством, где все жили мирно, дружно, счастливо. Все было для человека и ради человека. О социализме у моих родителей остались самые теплые воспоминания».
Авторы других сочинений при симпатиях к социализму пишут достаточно критично. «Плюс социализма - бесплатная медицина, образование и жилье. Но, например, если ты серьезно заболел, очень полезно преподнести подарок врачу, чтобы тебя лучше лечили». «Большинство дней, которые я могу вспомнить, представляются мне солнечными. В то время каждый год мы ездили в Крым к родственникам. Однако, анализируя все то, что я помню, я вспоминаю и то, как мы в Крым, житницу СССР, везли с собой макаронные изделия, масло, крупу, что явно было ненормально».
«Была и победа над фашизмом, и полет в космос, но также были и сталинские лагеря, и брежневские психушки, и многое-многое другое, но Россия никогда в жизни не стояла на коленях перед другими странами, выпрашивая экономическую помощь». «Сколько русских людей было истреблено, почти весь цвет нации. Но, с другой стороны, даже в то смутное время люди жили гораздо дружнее и веселее, чем сейчас, вместе делили все беды и радости жизни, в отличие от нынешних хозяев-копилок, помешанных только на деньгах». «Люди читали запрещенного Солженицына, собирались на кухнях, обсуждали, сравнивая с другими опальными писателями, открывая себе глаза на жизнь. Большинство же свято верило в партию и существующий строй. Некоторые понимали, что творится, но молчали». Это выписка из сочинения, которое заканчивается тем не менее так: «Своим внукам я постараюсь рассказать о социализме больше хорошего». «Жить было можно, но подумать против партии, не согласиться с высказываниями представителей власти могло стоить жизни». Но ведь жить-то было можно!
В 1994 году 22 человека, то есть 39%, не принимали социализм. В 1995‑м таких было 13 человек, то есть 20%. При этом в 1994 году только четыре из этих 22 не нашли для эпохи социализма ни одного доброго слова, то есть 18%. В 1995‑м таких было 9 из 13, то есть 69%.
Каковы же аргументы этой части учащихся?
Низкий уровень жизни. «В повседневной жизни очереди». «В магазинах что-то было только в Москве». «Когда мы ездили к родственникам, брали с собой сыр, конфеты». «Я помню, как бабушка приезжала к нам, и они с мамой с утра до вечера бегали по магазинам». «Чтобы купить что-нибудь, что пользуется хорошим спросом, надо было либо отстоять огромную очередь без всяких гарантий на то, что товар вам достанется, либо заплатить втридорога и купить его с рук». «Многое можно было достать только через знакомых, поэтому такие знакомые были очень уважаемыми людьми». «Существовало такое слово - «достать», в смысле купить с определенными трудностями».
«Благополучие нашей страны было показным». «В магазинах было пусто, никто не знал, что может быть иначе. Большинство людей находилось в неведении относительно своего благополучия». «Ведь это социализм довел наше государство до обнищания населения».
«В школах уже с первого класса внушали, что наш путь - единственно верный. В средствах массовой информации сообщали об успехах нашего народного хозяйства, о мудрости нашего руководства». «Я рассказала бы о том, что каждый ребенок знал, кто такой Ленин. Потому что имя это постоянно вдалбливали в детские головы. Мне очень хорошо запомнился один случай, произошедший в моем детском саду. Это было на музыкальном занятии. Наша воспитательница сказала: «Дети, сегодня мы будем слушать симфонию Петра Ильича…» И все дети хором продолжили: «Ленина!»
«Многие верующие скрывали свои убеждения, а детям в школе прививались атеистические взгляды. Моя бабушка была верующей, поэтому меня крестили, но тайно. Это из-за папы, потому что он был партийный и у него могли быть неприятности». «Никто не мог изменить тем правилам, которые устанавливала власть. Даже если больше половины населения страны были против каких-либо правил, они должны были молчать, потому что находились под страхом». «Люди старались жить тихо, не высовываясь». «При социализме люди жили, не имея представления об окружающем мире. Социализм рождал в людях пассивность аналитического ума. Мы делали то, что нам говорили. А тех, кто смотрел на жизнь реально и открывал глаза другим, считали сумасшедшими и прятали их в психушки».
«Ради продвижения по службе человек был вынужден вступать в партию. Такая система делала людей карьеристами. К власти приходили те, которые дошли до высоких постов не своим умом, а хитростью, лестью, умением в нужную минуту быть в нужном месте. Поэтому действительно умные не могли выйти в люди». «Мой отец как ведущий специалист по паровым котлам должен был ехать в Египет, но, увы, не член партии, а значит - красный свет».
«Всех старались подгонять под одну мерку. Всех хотели обезличить, сделать похожими как две капли воды». «Людям не давали проявить свой талант, свои способности, люди все были подведены под одну гребенку». «То время наложило свои следы на всех без исключения. Особенно сильно оно повлияло на женщин. Тогда женщина потеряла свою женственность, хрупкость. Она стала больше походить на мужчину».
В 1994 году о репрессиях писали 15 человек, то есть 27%, в том числе и те, кто в целом был за социализм. На три класса лишь 9 учеников (16%) - о репрессиях, которые прошли через их семьи, при этом четверо - о раскулачивании. В 1995‑м о репрессиях написали 20 человек, то есть 30%. Из них 6 (9%) - о репрессиях, прошедших через семьи, в том числе о раскулачивании - трое.
«Мой прадед в 1929 году был арестован по обвинению в измене Родине. Все бы ничего, но ведь он сам сознательно перешел на службу Красной армии. Это был прекрасный человек, высокоинтеллектуальный, высокообразованный русский дворянин, который закончил свои годы, отсидев 21 год, в коммуналке. Последние его слова были обращены к Сталину: «Будь ты проклят!» «Мой прадед был виноват только в том, что всю жизнь работал не покладая рук да нажил две коровы, лошадь и хороший дом».
И в 1994, и в 1995 году вместе только 4 человека, то есть 3%, написали о войне в Афганистане.
В 1994 году лишь один ученик написал несколько строк об экономике страны. В 1995‑м также один ученик пересказал услышанный от родителей «анекдот о пяти противоречиях социализма: 1) никто не работает, а планы выполняются; 2) планы выполняются, а ничего нет; 3) ничего нет, а у всех все есть; 4) у всех все есть, а все недовольны; 5) все недовольны, а все всегда «за». Еще четверо в той или иной мере коснулись экономических проблем. «У нас все принадлежало всем, поэтому на прилавках ничего не было. Все было в «закромах Родины», и никто понятия не имел, где они находятся». «Ведь ни в одной нормальной цивилизованной стране дворник с метлой не получает зарплату, равную зарплате профессора с портфелем, уборщица со шваброй - больше, чем инженер с чертежом, а работник-бездельник - равную работяги-трудовика». «Люди не привыкли работать, страна находилась в упадке, экономика страны держалась на торговле природными ресурсами. Единственное, что хорошо развивалось при социализме, - это военная мощь страны. Мы первыми полетели в космос, создали лучшие танки, самолеты, но совершенно не заботились о самом населении». «Никому, кто хотел, не давали РАБОТАТЬ, именно РАБОТАТЬ! Когда я сейчас слышу, что работа мне не нравится потому, что там неинтересно, скучно, я не могу это слышать, потому что работа - это место, куда ходят ТОЛЬКО С ОДНОЙ целью - зарабатывать деньги, а не получать удовольствие. Я могу с уверенностью сказать, что 95% наших граждан не умеют и не хотят работать, они бездельники. Все обленились, кругом одна лень, и еще недовольны, что кто-то зарабатывает. Вспомните, как все отнеслись к бизнесменам, которые своим трудом зарабатывают каждую копейку… О социализме я не могу сказать с положительной стороны. А если меня спросят, почему в нашей стране первыми полетели в космос и сделали большое количество открытий, я отвечу, что все это делалось по двум причинам. Это было своеобразной моральной и психологической подпиткой для людей, которые верили в то, что социализм - это хорошо, что он лучшая политическая система в мире. Вторая заключается в том, что почти все открытия были сделаны с военной целью и с целью удержать власть в нужных руках. Так что о социализме я расскажу с отрицательной стороны».
Естественно, что те, кто о социализме рассказывает «с отрицательной стороны», возвращаться в прошлое не хотят. «Сейчас, конечно, есть много вещей и хороших, и плохих в нашей жизни, но я скажу, что жить стало лучше, чем было, и что в страну СССР, в социализм никогда бы не вернулась». «Я не знаю, как другие, но я не хотела бы, чтобы мои дети жили при социализме. Все-таки хорошо, когда человек может говорить то, что думает, знает достоверно о том, что происходит в стране, общается с людьми всего мира. Хорошо, когда люди могут выделиться, если они талантливы, что их не гребут под одну гребенку. Хорошо, когда люди могут доверять друг другу, не боясь, что их кто-то предаст».

​Продолжение. Начало в № 36-39, 41, 42